«Шани дэв» - глубокое душевное семейное кино об индийских богах и последствиях наших поступков

Sep 11, 2018 00:48





Шани дэв

Эта рецензия посвящена одному очень интересному представителю индийской мифологии - Шани дэву, богу-покровителю планеты Сатурн, богу кармы, воздающему каждому плоды от последствий его поступков - и индийскому сериалу о нём, сериалу очень душевному и красивому. Сериал получился не только о боге Шани, но и как история о жизни вообще, о важности каждой жизни и каждого выбора в мироздании. В том числе, это история о рождении, взрослении и нелёгком, но завораживающе красивом пути героя, героя благородного, честного, справедливого, принципиального, который не может пройти мимо любой несправедливости. Короче говоря, сериал может приглянуться и тем, кто просто любит истории о благородных героях.

Также это кино подойдёт для семейного просмотра, поскольку затрагивает множество тем о взрослении и выборе, о сложности и красоте того, чтобы жить достойным человеком. При необыкновенно глубоком и тонком психологизме, индийцы всё же не любят чрезмерную реалистичность в изображении насилия. Так что редкие кадры с отрезанием голов или потерей ноги у главного героя, а также изображение демонов вряд ли напугают смотрящих это детей. Здесь вам не Голливуд с его ужастиками, кровью, мордобоями, чудовищами и просмакованным насилием. Здесь спокойное душевное кино. И вообще… тут такие боги попадаются, что большая часть демонов на их фоне - жалкие и невинные младенцы.



Постельных сцен тоже нет. Тех самых. Дети всё-таки на кровати спят, матери иногда болеют, матери поют колыбельные и гладят детей по голове. Всё прилично. И при этом это всё-таки история о любви, о верности и самопожертвовании.

«Шани дэв» - это потрясающая история о материнской любви, мудрости, терпении и самопожертвовании, а так же о взращённом ею великом сыне. Это одна из самых красивых увиденных мною киноисторий о материнской любви и сыновьей преданности! Эти мать и сын… но, впрочем, надеюсь, что вы сами захотите с ними познакомиться.

А теперь я о самом Шани дэве.



Шани - «медленно, не спеша». Дэв - бог по-индийски.

Итак, главный герой сериала - полубог Шани. Сын Чхаи (тени) и бога Сурьи (бог солнца). Шани - тот, кого все звали упрямым и высокомерным. От чьих мрачных взглядов случалось затмение на солнце - первое заметение в день его рождения, от чьих взглядов и вопросов людям, богам и демонам становилось не по себе, от которого страдал даже сам могущественный воин и бог Сурья (солнце). Шани - тот, чьё появление раскалывает жизнь на до и после. Тот, после чьего прихода сложно остаться прежним. Кто идёт очень медленно, как будто вечно опаздывает, но всё видит, всё помнит и ничего не забывает, бьёт больно. Тот, кого считали проклятым и приносящим несчастье с самого его рождения. Тот, чьей колесницей является ворон - тоже известный и вечно гоняемый, как приносящий несчастья.

Шани - бог-покровитель планеты Сатурн. Воздающий плоды поступков Шани. Награждающий добрых и милосердных. Возвращающий на путь злых.

Великий бог, которого доводить опасно. Но он всё равно когда-нибудь приходит. Он не делает скидок, не берёт взяток.

Жутковато звучит, да?

При всём при этом у Шани нет цели уничтожить плохих. Он не желает убивать злых. Он только направляет на путь добродетели. Волшебного пенделя даст. Страшно мучительного, но волшебного по воздействию. Иногда. Но запоминающегося в любом случае. Ага, и богам корыстным, высокомерным, жестоким от него тоже доставалось, не только людям и демонам. Всё справедливо, правда. У него нету друзей и нету врагов - Шани смотрит только на поступки и подсчитывает, больше злых или хороших. Но не надейтесь откупиться добрыми делами - учитываются только бескорыстные, а, сами понимаете, если хотели откупиться - то бескорыстие это уже не про нас и где-то не здесь.

Ладно, о грустном поговорили и хватит о грустном. Каждый за свои поступки будет отвечать сам.

Поговорим о рождении этого героя и его взрослении - эта часть истории очень красивая, потому что герой вырос настоящий, принципиальный и добрый. Правда, эта история и очень грустная. Ведь было бы несправедливо, если бы великий судья и воздающий плоды кармы сам родился, вырос и жил в благополучных условиях?

Ведь жизнь такая штука, сложная. Если сидеть в тепле, с едой и крышей над головой, жить спокойно, то совершение подвигов кажется лёгким делом, вот прям счас хоть оторвался бы от компьютера и телевизора - и пошёл бы насовершал, а просто сейчас лень, а вот когда-нибудь потом бы и да.

Но жизнь по сути своей справедлива. Индусы в это верят. И кино, в общем-то, о том же.

Шани - тот, кто стал ответственным за воплощение справедливости, но сам с рождения испытал на себе бесчисленное количество несправедливостей и бед. Кто вышел из этих бед беспристрастным и спокойным.

Вот честно, мальчику не позавидуешь. Пережить столько всего и не озвереть - это надо быть мастером доброты и терпения. Но, в общем-то, стать справедливым судьёй и получить обязанности воздающего плоды поступков - это тоже адский труд. Потому что каждый случай надо рассмотреть внимательно. Потому что злые дела совершаются не только со злыми умыслами, но и случайно или когда жизнь загнала в угол. Или что поддался на обман - и натворил, к выгоде и торжеству другого. Когда жизнь загнала в угол, когда мы сами можем умереть или когда могут умереть наши близкие, то выбрать что-то доброе и честное необычайно сложно. Здесь многие ломаются.

Так что кино показывает потрясающий пример терпения и добродетели, следования своему пути, предназначению, долгу. Не только на примере Шани - его мать необычайно красива в своей заботе о детях, своих и чужих, в своей нежной и самоотверженной любви. Да, собственно, и у отца есть много красивых чёрт. Да и вообще, в этом сериале много примеров достойных людей и нелюдей.

Итак, откуда же взялся наш герой?

Да, родился. Давным-давно, когда людей ещё не было. Были полубоги, демоны и три великих бога-создателя всего мирозданья, Тримурти: Брахма - отец всего сущего, Вишну - хранитель и создатель миров, Шива - он же Махадэв - хранитель и разрушитель, царь аскетов.

Среди полубогов было два выдающихся воина. Царь богов Индра. И бог солнца, Сурья, который дарил свет солнца всем мирам. Разве что кроме подземного, где обитали демоны разных видов. Боги и демоны вечно воевали. Прародители богов (полубогов) и демонов были двоюродными братьями. Но народы подросли и разошлись. Боги остались на небесах, а демонов за какую-то провинность выгнали. Боги, разумеется, возгордились, что они в небесном мире живут. Демоны, разумеется, обиделись, считая себя несправедливо изгнанными. Хотя, повторюсь, здесь есть несколько богов, на фоне которых демоны просто сущие младенцы - Индра и Санхья.

Санхья - жена бога солнца Сурьи. Вышла замуж, родила двоих детей, Яму и Ями. Но сложно быть женою блистательного солнца! Оно горячо на расправу, гордое, обжигающее. Детей как-то родили, а вот потом жене выносить жар от тела мужа стало совсем невыносимо. Он в очередной раз собрался на войну богов (полубогов) и демонов, она должна была его благословить: подносом священным обвела, цветочными лепестками обсыпала - как и положено любой порядочной жене и старшей женщине семьи, провожающей мужа, детей или родственников в дорогу. Осталось нанести тилак - священный знак между бровей, благословение на удачу в делах и защиту от напастей. Но прикоснуться ко лбу любимого супруга не смогла - жар его опалил ей руку до самого локтя.

Жена расстроенная призналась: люблю, хочу приласкать и проводить, но выносить ваш жар безумно больно, мой господин! На что муж серьёзно сказал: это не моя забота, это вообще обязанность жены - терпеть неудобства ради семьи и супруга. И, мол, ему на войну пора, а она пусть проблему решает сама. Сказал и ушёл.

Санхья в слезах побежала в дом отца, Вишвакармы, архитектора всей вселенной и главного её изобретателя. Оторвала от очередного проекта, нажаловалась на жестокость супруга. Отец напомнил, что жена должна быть терпеливой. И уточнил, что, может, знает один способ исправить проблему, но ей потребуется совершить аскезу и вдали от семьи! Несколько лет. Дочь выслушала и поблагодарила. Спросила, что сейчас отец мастерит? А он как раз изобрёл чудо-снадобье, чтобы из тени кинжала можно было получить его материальную копию, в точности как оригинал!

Отец отошёл по делам. Вернулся - дочь ушла уже. Ну и ладно. Смирилась, значит. Но, как вы могли предположить, он со временем обнаружил, что на один флакон чудо-снадобья в мастерской его огромной поубавилось.

Санхья прибежала домой, взволнованная, напуганная и радостная одновременно. Очень ей хотелось совершить аскезу, чтобы всегда смогла впредь выносить жар супруга! И рядом с ним быть. Но дети - младенцы ещё. Отец вечно в делах - освещает миры. Ну и Индра чуть что - и опять демонов доведёт. Или те сами припрутся. Чуть что - Индра хвать войско - и на любимую войну. Он же ж не только царь богов (полубогов), но ещё и один из лучших воинов всех миров! Куда воину без битвы? А Сурья - один из лучших воинов дэвов. Разумеется, Сурью тоже подраться позовут. И, разумеется, как жить мужчине без подвигов?..

И на служанок не рассчитывала. О чужих детях мало кто способен позаботиться как о своих.

И вылила Санхья волшебное снадобье Вишвакармы на свою тень. И выросла из тени её точно такая же женщина, как она. Чхая. Санхья велела Чхае притворяться ею и заботиться о детях её и приказала, чтобы от мужа её Чхая держалась за километр. Муж, всё-таки, не ей, муж - самой Санхьи. А Чхая - только часть от Санхьи, только тень. Тень от дерева - это жалкая часть дерева, она не приносит плодов.

Санхья оставила тень вместо себя - и ушла. Чхая нежно опекала чужих детей, была скромною и заботливою женою. Но муж однажды намекнул, что давно не общались, да и она вдруг научилась терпеть жар его в его присутствии, так что пускай зайдёт поговорить. Жена же. Перечить великому богу Чхая не осмелилась. Зашла в его покои. И, разумеется, родился сын.

В честь рождения нового сына Сурьи роскошный праздник был. Отец попросил сына показать. Посмотрел и обомлел - этот сын был темнокожим, да со странными какими-то глазами. «Сын сияющего солнца не может быть таким страшным!» - вскричал разгневанный отец. И, разумеется, тут же вопить стал, от кого Чхая этот ужас родила?..

Сын был его самого и Чхаи. Тени, то есть. А тень тёмная. Вот и мальчик родился тёмненький, а не белокожий, как отец и другие его дети. Но Чхая-то была самозванкой! Она не посмела сказать об этом! Молчала, тряслась. А отец решил, что случилась измена.

А когда Сурья упрекнул жену в измене, тень закрыла солнце, проявление его, висевшее над дворцом его. Один взгляд младенца - и отец корчится от боли, покрывшись жуткими ожогами, а миры погрузились во мрак. Разумеется, Сурья решил, что дитя проклято и нагуляла его жена от какого-то демона. Он не понял, что дитя с рождения своего не выносит несправедливость. Не понял, что ожоги и затмения - за его упрёки несправедливые жене-Чхае.

Чхая за молчание и обман свои поплатилась. Сурья её с младенцем из дома выставил, в тот же день. Пообещал дитя убить, испепелить, если ещё раз на глаза подвернётся ему.



Чхая унесла мальчика в ущелье, спрятала в лесу, где была вечная тень, куда не проникал свет солнца. Десять лет она днём исполняла обязанности супруги Сурьи и матери Ями и Ямы, а ночью бежала в мрачный лес, обнять своего родного сына, приласкать, спеть ему колыбельную. Имя ему выбирала - и шепнул его сам Шива, один из главной триады - Шани. Шани, медленно, мол, неспешно.

Десять лет несла Чхая сложную аскезу. О чужих детях заботилась нежно, справедливо, будто о своих. А Шани, оставленному в лесу, запретила покидать его. Врала, что днём, когда он спит, она молится в своих покоях. Шани был терпеливым сыном, он днём спал, ночью играл и никогда не прикасался к пологу, за которым мать его молилась. Но однажды мать не успела вернуться, а сын всё-таки откинул полог и обнаружил, что в комнате алтарной никого нет. Что мать обманула его, а где она - неизвестно. Мальчик страшно расстроился обману матери. Но решил, что раз она молчит, значит, считает, что так лучше. И промолчал, что заметил.

Как-то ночью Шани рискнул выйти из леса - и спас пухлого воронёнка от демона. И, хотя Шани твердил, что никто ему не друг и он привык быть одним, воронёнок Какуль остался. Мол, другом нельзя, но можно хотя бы твоей колесницей? Великим богам и воинам положена колесница, а я, хотя и слабый, хотя и глупый, но хочу помогать тебе спасать других. В общем, остался. Мальчик, которого считали проклятым с рождения его. И воронёнок, которого считали приносящим несчастья. Компания очаровательная. Я серьёзно. Очень красивая дружба у них.

А боги и демоны десять лет не могли воевать. Вот как Сурья ушёл на войну, покуда Санхья сотворила Чхаю. А в разгар сражения явился сам Шива (Махадэв) полубогам и демонам. Испортил всё веселье по очередному якобы важному поводу разгоревшееся. Велел битву остановить и разойтись. Демоны затянули опять, что были несправедливо обмануты. Но Шива сообщил, что скоро родится новая сила в мире, новый бог, который будет отвечать за справедливость. Мол, потерпите, осталось немного - и он придёт. И он всё рассудит, покарает, кто действительно виноват. Десять лет полубоги и демоны жили почти спокойно, тайно разыскивая ту самую великую силу. Каждые мечтали зацапать её себе. И уж потом-то враги уж взвоют! А Шива благословением своим укрыл мрачный лес ото всех.

Но прошло десять лет и пришла пора Шани выйти ко всем, закончилась первая его аскеза пребывания в одиночестве и в темноте. Да и демоны помнили, что кто-то их сурового воина-великана убил. Да и двое музыкантов небесных жаловались Индре, что хотели срубить одно толстое дерево в тёмном лесу, но пришёл незнакомый мальчик, посмотрел на них так, что передёрнуло их, и дерево рубить запретил. Они, разумеется, за топоры, ибо детского мнения не спрашивали. Мальчик подхватил лист, упавший с дерева, метнул одному по ноге - и ногу переломал. Хотя тут же и исцелил, когда тот поклялся оставить дерево в покое.

Да и сводные брат и сестра его подросли и заметили, что мать куда-то по ночам уходит. Детские любопытные носы, разумеется, потянулись за ней в тёмный лес. Да и воронёнок увидел как-то утром Чхаю, уходящую к миру солнца, летая над лесом. Другу доложил. Шани, расстроенный материнским обманом, решил проверить, так куда же мать его убегает каждое утро и почему возвращается лишь после заката?..

Короче говоря, шила в мешке не утаишь. Братья встретились. Братья подрались. Яма никак не хотел принять соперника в семью и свой дом. Отец смотрел на младшего сына с недоверием и гневом. Чхая старалась заботиться обо всех.

Но недолгой была жизнь Шани во дворце отца. Не обретение семьи то было, а новая, страшная аскеза Шани. Брат изводил его старший, но Шани терпел, чтобы склоками с ним не расстраивать мать. Сестра смотрела с презрением. Да и речи Шани, который никогда не мог молча пройти мимо несправедливости, страшно задевали отца. А Шани страшно уважал мать. Мать, которая выполняла свой долг десять лет. А отец в это время был в стороне. Да и узнал Шани, что отец его проклял в день его рождения, проклял сгореть от его лучей. И хотя мать вымолила проклятие снять, сложно забыть о таком.

Да и сложно молчать, когда боги стали высокомерными, а демоны порою творят что-то доброе, но все считают, что правы во всём боги, а демоны - всегда виноваты. Да и Шани самого, темнокожего и с мрачным взглядом, выросшего в сумрачном лесу, боги и дети их не хотели принимать. Мол, похож он на демона. Мол, он вовсе не бог. Он по праву рождения должен был жить в мире богов, но там его гнали и презирали.



Старший брат предложил поиграть в победу их отца над демоном.

А потом ещё и Санхья вернулась. Забрать назад своё место и статус жены Сурьи. Санхья, увидев внебрачного сына мужа, разгневалась. Хотела предательницу уничтожить. Убить мечтала сына её.

И выгнала Шани из мира бога солнца наконец.

И началась очередная его аскеза, одна из бесчисленных его аскез. Как, будучи выкинутым из дома в очередной раз, сохранить сердце добрым? Как, будучи наказанным за слова о правде и справедливости, решиться заикаться об истине и впредь?..



А Шани шёл вперёд, медленно, но шёл. Переносил аскезу за аскезой.

Сложный путь бога, раздающего плоды поступков. Он множество бед и несправедливостей перенёс. Но зато он знает чувства каждого обиженного. Да, иногда кажется, что справедливости нету и где ж Шани носит-то? Но просто Шани идёт медленно. Он идёт медленно, потому что он внимательно смотрит на каждый шаг бога, демона или человека. Он смотрит, чего сотворено больше: доброго или жестокого, справедливого или несправедливого? Да и, в общем-то, семя, посаженное в землю, не сразу вырастает в дерево, не сразу даёт плоды. Так и каждый поступок.

Другие грани этого кино

Помимо философской части примечательна и часть мифологическая. «Шани дэв» собрал много представителей индийской мифологии, много мифов и притч в нём перечислено. Герои ходят в ярких костюмах, радуют глаз экзотикой, индийскими песнями, танцами, нарядами, украшениями массивными. Хотя танцев тут всё-таки поменьше, чем в обычном индийском кино. Приятно посмотреть на мир, где не как у нас. Интересно. Индийская внешняя сторона этого сериала очень красочная. Есть немного спецэффектов.

Слабая сторона

Терпимо, на глаза иногда режет. Грим и инвентарь иногда. Бывают роскошные просто пейзажи, шикарные интерьеры, потрясающие костюмы и декорации, спецэффекты более-менее, приличные, но иногда вдруг выползет на глаза какая-нибудь мелкая недосмотренная деталь. И, хм, я выпаду слегка, но очень на краткий миг, потому что сценаристы спокойных пауз делают ненадолго, враги вечно дерутся, а актёры играют так, что им веришь и пофиг на мелкую какую-то деталь, проскользнувшую. До следующей детали. А потом опять увлекаешься историей.

Но это единственная ложка дёгтя в этой чудесной душевной истории. Хотя, возможно, не любители притчи и морали, найдут там ещё два ведра дёгтя, а любители притч и историй со смыслом - два вагона мёда и сладостей, пищу для души и для ума.

Видимо, денег на грим не хватало. Во время массовок битв я замечала пару-тройку демонов, у которых маски отклеивались. Ну, маска бугристая, тёмная, а под нею губы и рот вокруг светлые просвечивают. Или кожа вокруг глаз. Или маски край отваливается. Боги как-то поприличней выглядели. Хотя глава и учитель демонов - Шукрачарья - хорош всегда, как ни смотри. Мудрец и благородный воин среди демонов.

Иногда при очень крупном плане заметен край тесьмы у приклеенной бороды. На тональник, что ли, денег не хватило или недоглядели? Хотя, в общем-то, в красивых китайских дорамах мне тоже попадалась та же фигня с бородами и париками длинноволосыми, мужскими. Снег на великом Кайлаше, куда взбирается замёрзший Шани, едва живой от отчаяния, усталый, в паре кадров весьма как вата.

Весьма показательна сцена, где несчастного благородного Шани в очередной раз прокляли и даже оторвали ногу. Не волнуйтесь, временно, потом благословили - и она приросла.

Лежит Шани, мучается, враг торжествует. Лужа крови к тени Санхьи ползёт, натуральная вроде. Шани мучается, слёзы в глазах, извивается на полу. Нога отрезанная… ну… крови у ноги нету, место среза - эдакое оранжево-красное пятно размытое. Короче, детей таким не напугаешь, особенно, после фильмов Голливудских и, тем более, после ужастиков.

Но Шани лежит, мучается, Санхья торжествует, Сурья смотрит на это в шоке и понимает, что что-то он отец какой-то не такой, раз своего ребёнка не защитил. А я… я плачу. Потому что Санхья ужасна в своём ликовании - она в тот день перешла уже все границы. И в моей душе уже появилось лютое негодование. А Шани мучается. Шани опять мучают. Я смотрю на него, извивающегося на полу - и реву от сострадания. Хотя мозгами-то вижу, что срез какой-то дурацкий, обработанный размытым пятном, понимаю, монтаж просто кадров. Но плачу.

Это индийское кино.

Актёры верят в то, во что играют.

И я верю актёрам, не смотря на какие-то недочёты в деталях.

Другая роскошная сторона этого сериала

Вот вроде история о богах и демонах, а всё у них как у людей! Классная игра сценаристов, с учётом человеческой психологии. Не просто мифология, а вообще о жизни человеческой снято. У всех героев мотивация, лишних в кадре нету. Я смотрю на жизнь Шани и его родных - и узнаю в ней много ситуаций и проблем, которые свойственны и жизни обычных людей.

Внебрачный сын, чей отец делает вид, будто его не было. И, разумеется, от отцовского долга сбегает. Как жить такому сыну? Ведь сложно вырасти без обиды в сердце!

Мать-одиночка. Ей было очень сложно, но какого сына она воспитала! Не мальчик, а заглядение! Добрый, честный, принципиальный, трудолюбивый, богов уважает, исполняет свой долго, бесстрашно идёт через трудности, красиво идёт! Ну, почти. Срывы и отчаяние случались и у самого Шани, потому что каждая новая преграда, каждое новое испытание, каждая новая аскеза на его пути были сложнее предыдущих, мучительнее по-своему.

Как золото проходит через огонь, чтобы стать украшением, как меч проходит сквозь огонь и удары молотом, чтобы нести свою службу достойно, так и он шёл через трудности. Собственно, его жизнь и его поступки - это вдохновение для любого, попавшего в сложную ситуацию. Супер-герои не вдохновляют. Вдохновляют слабые, которые постепенно становятся сильными - и мы это видим и в очередной раз поднимаемся с колен, чтобы снова встать и пойти, в очередной раз карабкаемся из ям. Такие герои, как Шани, очень вдохновляют!

Жена и любовница. Острая тема и популярная, увы. Санхью сколько-то понимаешь как жену. Чхая - как добрая, кроткая, терпеливая любовница. Мозгами понимаешь, что уводить чужого мужа не хорошо. Но глазами и душою понимаешь, что и вторая женщина, вторая жена поступками может заслужить уважение чужих детей и супруга. Да, кстати, сам Вишвакарма, отец Санхьи, со временем начал звать вторую женщину Сурьи дочкой, а сына её - внуком. Сурья спустя десять с чем-то лет признал служанку своей жены и помогавшую жене обманывать его своей второй женой. Но, правда, Чхая это заслужила! И наказание за обман, и награду за бесчисленные аскезы, которые достойно переносила!

Чхая здесь - пример идеальной матери и жены. А вот Санхья - полная её противоположность. Плохая мать, готовая бросить детей ради своей прихоти. Плохая жена, потому что кинула помимо детей ещё и мужа, обманула.

Поднята тема приёмных родителей и детей. Чхая детей мужа от другой женщины, от законной жены, воспитывала нежно, справедливо. Заботливо. Да, Санхья их родила, но вскоре бросила. А воспитывала троих детей Чхая! Одного своего и двух чужих. Ну, как чужих, детей своего супруга от его жены. Подвиг женщины. Отношения приёмных родителей и детей. Отношения кровных родителей и приёмных, нелёгкие очень, порою. Санхья какое-то время скрывала, что её не было дома целых десять лет.

Ями выросла доброю. Вначале встретила брата младшего и сводного неприветливо. Тоже гадила младшему брату, чужаку, обману матери, покусившемуся вдруг на внимание отца и их территорию. Потом, приглядевшись, к младшему брату, полюбила его. Кое-что сделала для его защиты, а он - для защиты её.

Яма заносчивый вырос, в родную мать.



Яма и Шани

Разумеется, за высокомерие поплатился. Часть унижения, нанесённого младшему брату, сам получил потом. У Ямы был сложный путь к тому, чтобы получить его обязанности, высокий пост - пост хозяина мира мёртвых, приходящего забрать души умерших людей.

Хотя он был смелым воином, как и его отец. Как и Шани. Прийти спасать предателя-Индру от каких-то там врагов втроём - Сурья, Яма, Шани - и понять, что Индра опять обманул, а войско богов встало на сторону Индры… Ну, неприятно, мягко говоря. Но даже оставшись втроём против толпы, Сурья и его сыновья не дрогнули и с места не сдвинулись. Воевать так воевать. Смелый воин не убегает с поля битвы.

Кстати, в чём-то достойный пример отца и воспитания сыновей, не находите? Втроём против войска врагов мало кто попрётся. Мало кто выстоит. А ведь выстояли же, в очередной раз. Как - все любопытные посмотрят сами. Да и дисциплина у Сурьи жёсткая. Отец муштровал сыновей.

Затронута и тема работающего отца и его заброшенной семьи. Очень острая тема. И очень ярко раскрыта.

В жизни много таких деятелей как Сурья: они государство поддерживают, науку, искусство, медицину, образование... Короче, важные люди и специалисты. Хорошие в целом люди, полезные обществу. А в их полузабытом доме меж семьи творится неясно что. Дети без досмотра, жёны изнывают без внимания... Но обычно последствия переизбытка вложения энергии, времени и сил в мир, за счёт принесения в жертву семьи, вскрываются со временем, когда дети подрастают.

Бог солнца освещал множество миров, а вот в семье у него творилось жуть что. Не досмотрел. Запустил.

Шани, конечно, трудный ребёнок, но он хотя бы помнит о чувстве долга перед родителями. Он знает благодарность матери, которая одна его воспитала. А бывают дети озлобленные и без наставлений Чхаи - вот там треш начинается от детей. Точнее, треш из-за родителей, которые всё запустили. И, как и в сериале, когда дети на грани гибели, покалечены - тогда родители вспоминают, что они вообще-то ещё и чьи-то родители, а не только миру обязаны. Но, увы, в жизни некоторые родители начинают задумываться только после смерти кого-то из своих детей.

Сериал «Шани дэв» напоминает нам, как важно поддерживать наших близких. Как важен каждый поступок, потому что однажды он приносит плоды.

Тема поведения жены, достойной и недостойной. Правильно ли поступила Санхья сбежав и оставив мужа? Не должна ли была остаться и терпеть жар его дальше? Даже если невыносимый?

Мужчина с солнцем сильным, мужчина-солнце - это роскошный руководитель, шикарный воин, смелый, сильный, могущественный. Но может загордиться жутко, может быть резким и высокомерным. Короче, со стороны, не мужчина, а мечта. Но жене такого сложно выжить.

Не дело женщине пытаться ограничить супруга. Да и бесполезное дело. Или плюнет и уйдёт. Или станет тряпкой. Санхья сломать, подчинить упорного и сильного Сурью не смогла.

Но и он дров наломал из-за гордости. Не дело выкидывать мать с ребёнком новорожденным из дома. Десять или одиннадцать лет только мать Шани несла родительские обязанности, а отец не только отлынивал, но и убить ребёнка обещал, если где-нибудь высунется. Да, Санхья выбрала жестокий способ решить проблему. Но она и Сурья - друг друга стоят. По-моему, они оба сильные и страшно гордые. Сурья только тогда стал симпатичным мне, когда задумался, то ли он делает. Но у Шани уже сил не было терпеть своего отца - и он в тот день из дома ушёл. Точнее, ушёл домой, потому что у Сурьи дворец шикарный домом не был. Дом был там, где была Чхая, нежная и терпеливая.

Можно жить во дворце, но это будет не дворец, а гнездо змеиное. Где враг шляется и с женой сговаривается, планы против сына и самого хозяина строит. А можно в лесу в развалинах древних жить лучше, уютнее и веселее. Чем у царей. Всё зависит от женщины, которая там хозяйничает.

Очень, очень много ситуаций и проблем из жизни поднято в сериале! Он очень глубокий. И подано более-менее мягко, будто через мифологию и приключения одного принципиального доброго мальчика. Семейное кино. Там много примеров, как терпеливо можно сносить трудности. И там много вдохновляющих примеров.



Добро и зло. Индра и Шукрачарья

И, напоследок, ещё одна роскошная грань сериала.

«Шани дэв» учит, что не статус, не должность важна, а поступки. Поступки красят человека, а не место. «По плодам их и судите»

И не всё такое, каким кажется. Не все демоны злые. Или демоны злые не всегда. Не все боги добрые или добрые не всегда.



Индра науськивает Раху на очередную подлость.

Царь богов, Индра, по коварству и жестокости многих демонов за пояс заткнёт. Им то восхищаешься: какой умный мужик, какая… хм… какая личность активная! Ни за что не признает поражение, всегда имеет план Б, В… и 1001 идею, как настоять на своём. А уж талант в искании обходных путей - выше всяких похвал. Причём, не трус, и в открытую сразиться, и с сильным врагом - и это с радостью. И вообще один из лучших воинов дэвов. Короче, не трус. Но шибко хитрый.

Глава демонов - Шукрачарья - ведёт себя благородно. Безоружных не бьёт или сам выкидывает своё оружие, чтобы с голыми руками против голых рук. Шани временами поддерживает. Собственно, когда Шани искал путь на Кайлаш - самая священная гора у индусов, жилище и место аскез самого Шивы-Махадэва, царя аскетов - то путь на Кайлаш ему указал глава демонов. И вообще, Шани уважает Махадэва из великой Тримурти, слушает наставления с почтением. Но глава демонов - тоже ученик Махадэва, тоже его последователь и в целом достойный очень ученик. Короче, даже у демонов можно чему-то восхититься или поучиться.



Предводитель и учитель демонов, Шукрачарья.

Индра и Шукрачарья… по-моему, гениальная задумка сценаристов! Да, кто-то из зрителей говорит, что Индра был не настолько плох и за что мол сценаристы его так? Хотя чужих жён соблазнять Индра любил, да. Откуда у Индры  тысяча глаз появилось, которыми много где мог на расстоянии заглянуть, сценаристы умолчали. Дети же смотреть будут. Но можно читающим рецензию этот факт биографии великого Индры поискать.  Да и воин он. Дело воина - битвы и убивать. А ещё и царь. От власти и короны у многих мозги становились набекреть. И Индра тому пример.

Но Индра и Шукрачарья - это как Инь и янь. Та известная всем картинка. Две половинки, чёрная и белая. В чёрной точка белая. В белой - точка чёрная. Так и Индра среди богов, в общем-то, по природе достойных. Так и Шукрачарья среди демонов - по природе страстных или жутких в невежестве и безумии. Гармония противоположностей.

Сотворение людей

Напоследок поговорим о людях.  Людей и мир людей сотворили не сразу, где-то после 60-той серии. И вообще, согласно идее - чьей сами посмотрите - миром людей не смогут управлять только боги или только демоны. У людей две природы - высокая и низкая, красота божественной природы и ужас демонической. И каждый человек сам своими поступками выбирает, какую половину себя, какую силы внутри он кормит. Чтобы впоследствии, после энного его выбора - он мог стать красивым и чистым как бог или ужасным и грязным как демон. Хотя, всё-таки, люди и жизнь - это танец и гармония противоположностей. Жизнь каждого человека - это история его дороги восхождения на Кайлаш. Это история восхождения и развития каждой души в цепи разных жизней и перерождений.

В целом индийская идея кармы не только пугает - и помереть ведь спокойно не дадут, догонят кармою по затылку и нервам в следующей жизни - но и восхищает. Потому что когда Запад продвигал идею эволюции живых организмов, Восток придумал идею эволюции каждой души человеческой сквозь череду поступков, выборов и жизней, в том числе, ради эволюции всего человечества.

А, может, так и есть?..

Или… снова танец противоположностей?

И в этом мире каждый миг происходит и эволюция живых существ, заметная в материальном мире, и эволюция всех душ, не сразу заметная, но она всё-таки существует?..

Каждый наш выбор имеет значение для мира и для нашей жизни.

Каждый выбор имеет значений.

Вернись на путь добродетели человек!

Иначе Шани будет вынужден прийти и сам вернуть на путь тебя.



Шани дев, сотворение людей, боги, Индийское кино, Индия, люди, рецензия, демоны, мифология

Previous post
Up