Картинка от С.Е.Ю.-Ч.Е.С., она же - Елена Свительская
В начале 17 века Япония самоизолировалась, примерно века на два. Причина - европейские миссионеры, которые достали правящие круги.
Ладно бы иезуиты просто рассказывали простым японцем своё мнение о Боге! Японцы в принципе народ любознательный. Когда-то многому выучились у китайцев и чему-то даже у корейцев, скажем, часть основных иероглифов позаимствовали у китайцев. Задолго до того, как придумали свою слоговую азбуку, ту самую хирагану. И вообще, свою слоговую азбуку придумали для женщин, ибо тогда считалось, что женщинам неприлично знать иероглифы и тем более что-то записывать на них.
Но миссионеры не только рьяно рассказывали о своей религии, но ещё и ругали иные религии, которые у японцев к тому времени уже прижились!
Японцев вполне устраивало, что они женятся согласно обычаям синтоизма, а похороны совершают как советует буддизм. Молиться об удаче в делах и о благополучии близких могли и в синтоистских святилищах, и в буддийских храмах. Амулетов накупить и там, и сям. Чем больше амулетов, тем лучше. Вроде.
Детям могли рассказывать про японского аристократа, которого оклеветали и который умер в ссылке, а потом стал злым духом и донимал людей, покуда те не извинились и не назначили его богом знаний, храм ему построили. Хотя лучше всё-таки прилежно учиться. Ну, или нравоучительные буддийские могли рассказать истории о том, как грешные люди после смерти обращались в чудовищ или животных, а от добрых дел или молитв своих добродетельных детей или добросердечных монахов - в рай уходили.
Но, впрочем, не только японские студенты идут помолиться тому богу знаний и не только ему об удаче на экзаменах. Студенты и школьники - народ особый, везде. Хотя... японцы японцу или иностранцу, знающему японский язык, отправляющемуся на трудное дело, обычно говорят «Гамбаттэкудасай!» - «Ты уж постарайся, пожалуйста!». В то время как русские желают удачи или там поминают чертей и пух, короче, чтобы всё вышло хорошо и хорошо бы, чтоб вышло без особых стараний.
Но, впрочем, вернёмся к японцам. Японцам 17 века.
Ещё и иноземцы обещали японцам, что предки японцев обязательно будут гореть в аду, так как ещё не знали Иисуса Христа и, тем более, не верили в него, просто за то, что были язычниками, короче, очень грешными были. А японцы предков своих уважали, считали достойными, религии разные уважали, короче, за что предков-то приличных в ад?!
Но, помимо прочего, миссионеры ещё и норовили влезть в политику страны и повлиять на неё, чем напрягали правящих.
Последней каплей стало Симабарское восстание (1637-38 гг.), во главе которого стал молодой воин, нарёкший себя миссией и Иисусом - и вместе с новоявленными японскими христианами оборонялся и воевал. Вообще-то, местных достали зверства их даймё (феодала). Последней каплей стало, что по приказу хозяина схватили дочку крестьянина, не уплатившего налог, одели несчастную в соломенное одеяние - и подожгли. Девушка умерла в муках. Отец её не выдержал - и убил чиновника. А среди крестьян, как оказалось, были самураи, слуги бывшего даймё, не последовавшие за своим господином и лишившиеся дохода: формально они опустились до уровня крестьян, однако же хорошо владели оружием.
Голландцы, у которых, в отличие от японцев, суда были шикарные (японцы на своих рыбачили у берегов, ну, до Кореи и Китая иногда доплывали, а также часто гибли в штормах) и, более того, аж с пушками, предложили восстание подавить.
И расстреляли голландцы крепость восставших с корабельных пушек. Восстание было подавлено. Выживших мятежников поставили перед выбором: или наступишь на икону Божьей матери и отречёшься от христианства, или тебя распнут на кресте. Кого-то действительно распяли, так как те японцы отказались предавать христианство. Да, были среди японцев свои христиане-мученики, ещё в 17 веке.
С того времени страну решено было избавить от заморской религии и тянущихся к власти иностранцев. Начались гонения на оставшихся в стране миссионеров и христиан. Выжившие ушли в подполье. Кто-то отрёкся от Христа.
А японское правительство разрешило пускать в страну только по одному торговому судну в год, только в порт Нагасаки. Причём, согласились торговать только с голландцами, которые помогли подавить восстание японских христиан-мятежников.
Прошло около двух веков самоизоляции. Сначала приплыло русское посольство - и договорилось о торговле и общении. Потом настали в России тяжёлые времена - и стало не до далёкой Японии. Потом приплыли американцы с пушками и очень многозначительно намекнули, что случится, если не принять торговый договор с Америкой - на неудобных японцам условиях. Но, впрочем, таких судов и таких пушек у японцев не было. Пришлось им страну иностранцам открывать. Пришлось торговать.
За эти года изоляции европейцев японцы видели редко, придумывали про них ужасы. Вроде зубов длиннее, чем у лошади, голоса, напоминающего уханье совы, что, мол, одежду носят из шерстяных тканей (буээ, похожи на зверей), нету пяток (потому и таскают обувь с каблуками, чтоб скрыть отсутствие пяток), глаза точь-в-точь собачьи и т.п..
Собственно, поскольку из иноземцев видели уже в основном только голландцев, а одежду те носили какую-то дикую, вообще не японскую, говорили не пойми как и вежливости японской с рождения не обучались... Короче, «голландец» стало словом нарицательным - для всего вычурнутого, вульгарного, непонятного, странного, неприятного.
А потом приплыли американцы. И японцы, наученные грустным опытом и, заодно, вдохновлённые давней своей любознательностью, весьма заметно подтянули свои знания и технику, теперь уже на иностранных учебниках. И колонией ничьей так и не стали, в отличии от других народов, более неудачливых.
Теперь уже голландцы - просто голландцы. Один из иных народов. Хотя на тему религий, увы, все желающие спорят до сих пор. И не только в Японии.
Такая вот история.