Сказ о том, как англичане через звуковой барьер летали, или сказка с грустным концом.
Данный самолет являлся секретом английских ВВС вплоть до 1990, когда архивы через 50 лет были раскрыты. Самолет, являющий собой темную и обидную для англичан страницу. Страницу мелкой по сути, но очень важной ошибки, которую англичане не хотели признавать целых 50 лет.
Все началось с того, что в 1942 Министерство RAF тайком обратилось к фирме Miles Aircraft, с поручением создать высокоскоростной самолет-разведчик. Проект, имеющий армейский инвентарный номер E.24/43 описывал самолет, имеющий реактивный двигатель, способный достигать скоростей, близким к 1000 км/ч (первоначально предполагалось, что для защиты от вражеских истребителей) и иметь высотный потолок в 11000 метров.
Во время разработок в 1943 был создан прототип Miles "Gillette Falcon", на котором были испытаны цельноповоротное горизонтальное оперение, и шарообразная высотная спасательная капсула.
Miles "Gillette Falcon"
Самолет имел огроное количество технических новшеств, специально для него Френком Уиттлом был разработан двигатель Power Jet W2/700. К сожалению, в обычном виде он не мог развивать достаточной тяги, поэтому для достижения сверхзвука на него установили дожигатель. Для достаточного забора воздуха был продуман конусный сверхзвуковой воздухозаборник, появившийся в серийных образцах только в середине 60-х на МиГ-21 и английском BAC Lightning. Не зная как поведет себя дюраль на высоких скоростях, прототип решили построить из нержавейки.
Пилот сидел непосредственно в конусе воздухозаборника, и в случае аварии выбрасывался прямо в кабине пироболтами.
Одна из полномасштабных моделей тестируется в сверхзвуковой аэродинамической трубе Vickers в Royal Aircraft Establishment (RAE), 1943
Несмотря на то что первые 3 прототипа были заказаны еще к середине 1944, первые работы были начаты только в начале 1945.
Прототипы были закончены примерно на 75%, но англичан подвела собственная доверчивость....
В 1944, в рамках программы взаимопощи с США, американцы привезли англичанам свои убогие Р-59 Aircomet, а взамен потребовали информации о работах над темой околозвуковых скоростей. Американских специалистов привели в ангары фирмы Miles Aircrafts, и показали им прототипы. Взамен англичане попросили рассказать янки о подобных работах у них, на что американцы отмазались, что подобные работы у них пока не ведутся. Услышав подобное, англичане глубоко задумались.
В итоге, в феврале 1946 гражданин (история сохранила его имя) сэр Ben Lockspeiser, директор Scientific Research закрыл проект. Резюме уместилось в одну строчку: "По причине непроработанности работ по данному направлению, мы не можем быть уверенны в сохранности жизни пилота в процессе испытаний".
Фирме урезали бюджет на подобные исследования, вкратце намекнув на необходимость изучения ракетной техники. Впрочем, гордо наплевав на рекомендации, ребята собрали остатки прототипов, перестроили их в макет в масштабе 1/3, и решили запустить его хотя бы в варианте беспилотника.
Первый запуск произошел 8 октября 1947, но практически сойдя с пусковых стапелей, ракета разнеслась вдребезги.
А на следующий день, оранжево-красный X-1 проткнул звук над Америкой. Пилот Чак Егер в качестве основного рулевого устройства использовал именно установленные на Х-1 цельноповоротные горизантальные рули.
Поняв, ЧТО ЖЕ именно они упустили, правительство срочно выделило деньги на постройку второй масштабной ракеты, которая в октябре 1948 достигла скорости в 1800 км/ч. Но вместо аккуратного возвращения назад, модель перестала отвечать на радиокоманды, сбилась с курса и утонула где-то в Атлантике.
Проиграв в битве за сверхзвук, англичане достойно сложили оружие. Теперь только английские художники иногда рисуют М.52 в том самом, несбывшеся рекордном полете...