12 ноября, когда новые требования Центробанка России вступят в силу, должны будут закрыться 40% терминалов мгновенной оплаты.
Такую цифру озвучил журналу "Коммерсант Деньги" Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ. "Перезаключить тысячи договоров за три месяца почти нереально", - говорит он и прогнозирует, что услуги мгновенных платежей для потребителя подорожают примерно на 1%, так как в систему встраивается еще один посредник - банк.
Предыдущие поправки к Федеральному закону о банках и банковской деятельности были приняты в июле 2006 года, но они не повлияли на работу по приему платежей. Теперь законодатели взялись за рынок мгновенных платежей серьезно. Инициатором стал зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. Он направил в Генпрокуратуру письмо с требованием навести порядок на рынке платежей через терминалы. В частности, Медведев утверждал, что терминалы используются для нелегального обналичивания денег.
Кроме того, в июле этого года Центробанк выпустил указания, которые познакомили участников рынка с новой схемой работы: если раньше платежные системы самостоятельно вели все расчеты и заключали договоры, то теперь банки выполняют не только техническую операцию перевода денег, а фактически перетягивают на себя большую часть бизнеса.
Из всех операторов терминалов (их около сотни) эта ситуация выгодна только компании "Элекснет", которая изначально ведет свой бизнес по банковской схеме и сейчас занимает около 5% рынка. Юрий Мальцев, президент компании "Элекснет", сказал в интервью "Комменсанту": "Работа в "белой" схеме сейчас практически не дает прибыли. Нелегальные игроки задрали арендные ставки - аренда места под один терминал доходит до нескольких тысяч долларов. Очевидно, что у владельцев терминалов есть еще какой-то источник дохода, иначе они бы не смогли работать". Представление об этом источнике дохода у г-на Мальцева такое же, как и у чиновников - нелегальное обналичивание денег.
70% терминального бизнеса контролируется сейчас тремя крупнейшими игроками - ОСМП, E-port и "Киберплатом". Годовой оборот терминального бизнеса в 2007 году должен составить около $8 млрд. Гендиректор ОСМП Владимир Лопатин пожаловался "Коммерсанту": "В принципе мы не против того, что платежная система должна сотрудничать с банком. Но в том виде, в каком это предлагается ЦБ сейчас, система просто остановится, настанет кризис. Нас, например, техническое осуществление требований ЦБ отбросит на два года назад. И многих других тоже. В Москве около 35 тысяч терминалов, из них по новой схеме легально смогут работать только 1000".
Государство в последнее время интересуется еще одним быстрорастущим рынком - мобильных платежей, сообщает "Комменсант Деньги". Одно из их преимуществ в том, что такая схема позволяет совершать микроплатежи, пусть даже копеечные, в то время как при банковских транзакциях подобные платежи убыточны.
Пока услуги по мобильным платежам со стороны сотовых операторов ограничивались продажей мобильного контента, банки не обращали на этот рынок никакого внимания. Однако стоило операторам только попробовать выйти на более широкий рынок, как банки начали активно этому противиться, взывая к закону о банках и банковской деятельности. После многочисленных дискуссий, Госдума все же приняла поправку к закону, которая разрешила принимать платежи небанковским организациям, хотя и с определенными ограничениями.
Проблемы, впрочем, остаются и после принятия поправки. Деньги, которые лежат на счете у сотового оператора, не являются деньгами в юридическом смысле. Настоящие деньги лежат в банке, на счете самого оператора. А на счете пользователя - всего лишь электронная запись об обязательствах оператора перед ним. И согласно букве закона, оператор эти деньги возвращать не обязан, вернее, обязан вернуть только в одном случае - при расторжении договора. Во всех остальных случаях он обязан только оказать услуги на эту сумму.
Источник:
Webplanet