Как Анна Ярославна не стала женой императора Германии, но её племянник женился на его дочери

Jan 24, 2016 15:48

Киевские Рюриковичи "срывали банк" на международном рынке лучших невест Европы дважды.
В первый раз - когда князь Владимир Святославич в 989 году женился на византийской царевне Анне Порфирогенете (963-1011). Брак князя мало кому в Европе известного государства, к тому же вчерашнего язычника, с первой невестой одной из самых сильных европейских держав того времени и сейчас невозможно объяснить никакими дошедшими до нашего время фактами. То обстоятельство, что Анна была порфирородной (дословно - "рождённой на троне", т.е. дочерью правившего императора) делало её в глазах современников почти небожительницей - поскольку на константинопольский престол она имела больше прав, чем её старшие братья, родившиеся до того, как их общий отец Роман II (938-963) взошёл на престол. Тем досаднее, что этот потрясающе удачный для древней Руси династический брак не принёс никаких дивидендов в виде общего потомства породнившихся династий. Единственная дочь Анны и Владимира умерла вскоре после рождения, о других детях византийской царицы (Порфирогенита, даже став женой киевского князя, именовалась в летописях исключительно "византийской царицей", сохраняя за собой все права своей императорской династии) ничего не известно. Что тем более обидно, поскольку Македонская правящая византийских династия, к которой относилась Анна, пресеклась в 1054 году, через 43 года после её смерти. Если бы византийская принцесса оставила после себя детей, они могли бы претендовать на византийский престол после смерти её младшей племянницы, бездетной императрицы Феодоры.

Зато сын киевского князя Владимира Ярослав сумел не только жениться на самой выгодной невесте Европы своего времени, но и смог с лихвой воспользовался всеми преимуществами своего брака для признания династии киевских князей на международной арене (поскольку в этом браке у него было десять детей). Дело в том, что киевская княгиня Ирина (Ингигерда Шведская)(1001/1002-1050) была близкой родственницей абсолютно всех правителей Скандинавии того времени. С королями Швеции всё понятно - они приходились Ингегерде последовательно отцом, братьями, и даже после её смерти в Швеции правили её племянники. Конунгом Норвегии был бывший жених Олаф, который, к тому же, приходился ей зятем (поскольку был женат на её сестре по отцу, Астрид). После гибели Олафа II престол Норвегии (не без помощи Ярослава Мудрого) вернул себе его сын Магнус - родной племянник Ирины. Даже в Дании - самом сильном северном государстве того времени, викинги которого в 1016 году захватили Англию, правил с 1016 по 1035 год Кнуд Великий - единоутробный младший брат отца Ингигерды, короля Швеции Олафа III Шётконунга (у них была общая мать, Святослава (Гунхильда) Польская, и разные отцы) - стало быть, родной дядюшка киевской княгини.

До какой степени Европа того времени трепетала перед опустошительными набегами скандинавских викингов, говорит следующий исторический факт. Через год после того, как датчане захватили Англию, в 1017 году, их король Кнуд Великий (дядя киевской княгини) женился на вдове законного англосаксонского короля, Этельреда II Неразумного (968-1016), Эмме Нормандской (ок.982-1052). От этого брака родились двое детей (между прочим, они приходились кузенами жене Ярослава Мудрого) - сын Хардекнуд (1018-1042), король Дании с 1035 и Англии с 1040; и дочь Гунхильда Датская (ок.1019-1038). Так вот, самый сильный европейский монарх начала XI века, император Священной Римской империи германской нации, Конрад II, поспешил сосватать Гунхильду для своего, тогда двухлетнего, сына и наследника, Генриха, сразу после её рождения. С шести лет девочка росла при дворе будущего свёкра - в качестве живой гарантии лояльности своего отца и старшего брата по отношению к Германии. Для Конрада II (и его сына, разумеется) этот брачный союз был исключительно выгоден ещё и по той причине, что два старших брата Гунхильды по отцу были наследниками короны Дании и захваченной Англии, а два старших брата по матери - законными наследниками английского престола, представителями Уэссекской королевской династии. То есть, каким бы ни был исход неизбежной после смерти Кнуда распри всех этих претендентов на трон Британии, кто бы из сводных братьев не победил в конечном итоге - Германия в любом случае оставалась в дружеских отношениях с победителем.
К большому сожалению Салической династии, Гунхильда прожила очень недолгую жизнь. Её свадьба с наследником германского престола состоялась весной 1036 года (жениху было 19, невесте - 17 лет), в Неймегене (сейчас это город в восточной части Нидерландов, на границе с Германией). Британскую делегацию возглавлял новый король Англии, родной брат невесты Хардекнуд (Кнуд Великий скончался годом ранее). А уже через два года, 18-го августа 1038 года, молодая герцогиня Баварская скончалась в Италии от малярии. До того, чтобы стать императрицей, она не дожила всего год - её свёкор Конрад II скончался в июне 1039 года. Кузина киевской княгини Ирины оставила после своей смерти годовалую дочку Беатрикс (девочка приходилась троюродной сестрой детям Ярослава Мудрого и Ингигерды), которая избежала неизбежного для принцесс участия в матримониальных планах своего отца-императора, поскольку (видимо, сразу после смерти матери) была отдана на воспитание в
Кведлинбургское аббатство, светской канониссой которого она стала уже в 6 лет. В дальнейшем Беатрикс постриглась в монахини и стала аббатисой. Прожила она, как и мать, недолго - всего 24 года.

Итак, в 1038 году лучший жених Европы, германский император Генрих III, которому всего 21 год - снова свободен и готов к дипломатическим брачным играм. К тому же, у него пока нет сына-наследника. Однако, молодой вдовец целых пять лет не торопился связать себя новыми узами брака. Впрочем, ему было не до того - всё это время он вынужден был воевать и на западных, и на восточных границах своей империи - с поляками, венграми, славянскими племенами лютичей; в Италии и Бургундии. Где-то к концу 1042 года Генрих смог навести порядок в своих землях, а в самом начале 1043 года из Киева в Гослар (где тогда располагалась резиденция германских императоров) прибыло посольство Ярослава Мудрого с богатыми дарами и предложением германскому императору руки его дочери Анны (которой тогда было от 7 до 11 лет). Так удачно выбранное Ярославом время сватовства свидетельствует о том, что киевская княгиня Ирина (Ингигерда) продолжала поддерживать родственные отношения с германским правящим домом и после смерти своей кузины, и была в курсе матримониальных планов Генриха. В этом свете предложение Киева выглядело вполне логичным (хотя и дерзким) - императору было не зазорно жениться на двоюродной племяннице своей покойной жены (собственно, на это и делалась ставка). Расчёт киевского князя, впрочем, не сработал (кроме всего прочего, Анна была слишком мала, а императору нужен был наследник) - осенью того же 1043 года Генрих III женился на Агнессе де Пуатье (ок.1024-1077). Ей было примерно 18-19 лет, и она была дочерью герцога Аквитании и Пуату Гильома V. Отец невесты к тому времени уже давно умер, но, как и в случае с первой женой императора, у Агнессы от его трёх браков было пятеро старших братьев, которые правили Аквитанией, графством Пуатье и Гасконью. Кроме того, благодаря своей молодой жене Генрих породнился с правящими династиями Арагона, Кастилии, Бургундии и Лотарингии. Благодаря чему на западных границах Германской империи установился мир. В общем, этот династический союз был настолько удачным во всех отношениях, что протесты аббата Зигфрида Горцского по поводу близкого родства вступающих в брак (оба были потомками Генриха I) - не были приняты во внимание. Римский папа Бенедикт IX, подчинившийся королю Генриху, через двух своих легатов санкционировал его не соответствующий канонам брак.
Что особенно интересно и, в общем-то, может быть объяснением сватовства короля Франции Генриха I к Анне Ярославне через 5 лет, в 1048 году - французский король, как сюзерен правителей Аквитании и Пуатье, должен был дать своё согласие на брак Агнессы и германского императора. Сделал он это при личной встрече монархов под Ивуа на Шьере, и, видимо, именно тогда мог узнать о существовании Руси, киевского князя Ярослава Мудрого и его младшей дочери.

Агнесса де Пуатье родила своему мужу шесть детей (в том числе двоих сыновей), и после смерти мужа в 1056 году стала регентшей при своём старшем сыне, короле Германии Генрихе IV, которому было тогда 6 лет.
А теперь - кульминация рассказа.
Самая младшая из детей Генриха и Агнессы, принцесса Юдит (Мария) (1054-1105), была обручена вскоре после рождения с Филиппом, старшим сыном и наследником короля Генриха I Французского и Анны Ярославны, на которой германский император отказался жениться 12 лет назад. Это соглашение было нарушено в сентябре 1058 года, когда уже её брат император Генрих IV (а на деле их мать-регентша) заключил мирный договор с королём Венгрии Андрашом I. В рамках альянса Юдит была обручена с сыном венгерского короля и наследником Шаламоном. Андраш был женат на родной сестре Анны Ярославны, киевской княжне Анастасии, которая была матерь ю его наследника. Таким образом, Шаломон, как и Филипп Французский, были Рюриковичами по своим матерям, внуками Ярослава Мудрого, и приходились двоюродными братьями друг другу.
Свадьба Шаломона и Юдит состоялась в 1063 году (жениху было около 11 лет, невесте - 9). Брак был несчастливым для обоих супругов и бездетным. Овдовев в 1087 году, через 2 года, в возрасте 33 лет, Юдит стала третьей женой польского князя Владислава I Германа Пяста (1043-1102), который по своей матери, Марии-Добронеге - дочери киевского князя Владимира Святославича и родной сестре Ярослава Мудрого - тоже был Рюриковичем. Но и это ещё не всё. Старшая дочь Юдит от этого брака, Юдит-Мария (1089-1122), стала в 1108 году женой Ярослава Святополчича, князя Волынского (ок.1072-1123).

Таким образом, на примере династических браков всего лишь двух поколений Рюриковичей, можно увидеть, как за каких-то 20-25 лет вырос престиж и значимость киевских князей в международных отношениях, отражением чего стало стремление европейских монархов породниться с ними. В чём, безусловно, была исключительная заслуга гениального пиар-агента собственных дочерей и дипломата Ярослава Мудрого.
https://www.evernote.com/shard/s522/sh/6397debb-fff7-4b5c-93ea-f5f7c15dddb8/1dd5074707c19edf5b2be8ec2309230d

історія

Previous post Next post
Up