Тиффани [не для мобильных устройств пост]

Nov 11, 2014 10:58

Само имя "Тиффани" уже давно стало нарицательным в отношении многих вещей и в нашем контексте это эпоха витражей XIX-XX вв (или как кому удобно - модерн). Как писалось ранее, развитие витражного искусства в XIX столетии долгое время пребывало на стадии освоения утраченных секретов эпохи Средневековья и Возрождения.
Одним из самых смелых новаторов в области художественного стеклоделия, переставший оглядываться на наследие прошлого, стал американец Луис Комфорт Тиффани (англ. Louis Comfort Tiffany, 18 февраля 1848 - 17 января 1933). Прогресс в области художественного стеклоделия во второй половине XIX столетия неразрывно связан с его деятельностью по созданию и применению новых видов стекол и усовершенствованию техники их соединения между собой.



Будучи сыном известного ювелира и основателя "Tiffany&CO" Чарльза Тиффани, с детства окруженный красивыми вещами, Луис всецело посветил себя искусству. Свою художественную карьеру Тиффани начинал как живописец. Обучался живописи у Джорджа Иннесса, Сэмюэля Колмена в Нью-Йорке и Леона Байли в Париже. В 1876 году состоялась экспозиция его работ на всемирной выставке в Филадельфии, а в 1877 году он стал одним из учредителей "Общества Американских художников". Свои эстетические предпочтения Тиффани всегда отдавал природе - своему главному источнику вдохновения.


"Цветения весны" ("Флора и весна") Художественная галерея, Лонг-Айленд, Нью-Йорк
Холст, масло, 1887-1898 гг.
С начала 1880-х годов Тиффани переключился на дизайн стекла. Опыты по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи Луис приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и уже смог собирать витражи из стекол собственного производства. Благодаря применению нового вида стекла - опалесцентного (опалового), он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал шварцлот.



Витраж "Образование" (1885-1892), Йельский университет, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США

В центре произведения изображена гармония Науки (в лице Преданности, Труда, Истины, Исследования и Интуиции) с Религией (в лице Чистоты, Веры, Надежды, Благоговения и Вдохновения);
Слева находится Искусство при участии Формы, Цвета и Воображения;
С правой стороны - Музыка. С ней Р итм, Мелодия, Гармония, Тема, и Голос;
За колоннами слева стоит ангел Восприятия и анализа (связь Искусства и Науки)
За колоннами с правой стороны находится ангел Закона - мост между Религией и Музыкой



(1744 × 2280)
"Осенний пейзаж", ок 1923-1924. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал » ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона. Известны случаи, когда уже из готового витража Тиффани выбивал своей прогулочной тростью не удовлетворяющие его фрагменты.



( 8169 × 5255)
"Лесной пейзаж", 1905. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, штат Техас, США

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но, собственно, изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Опаловое стекло получалось благодаря добавлению в состав сырья олова или жженой кости. При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различную степень опалесценции.
В 1892(93) году, Луис Тиффани вместе с Артуром Нешом (мастер из Стоурбриджа, Англия) разработали метод при котором разные цвета смешивались в расплавленном состоянии, образуя эффекты тонкого затенения и текстуры. Новое стекло получило имя "Favrile" (от стар. англ. fabrile - ручная ковка). Это слово стало товарным знаком, означающим ручную работу и уникальное качество. В 1896 году музей Метрополитен получил пятьдесят шесть ваз от Х.О. Хэвмэйера, одного из первых коллекционеров стекла Фавриль и почти через тридцать лет еще двадцать семь из собственной коллекции Тиффани. В этих произведениях представлен широкий спектр методов и стилей. К примеру для имитации лавы вулкана широкая область стекла с золотым блеском (на первом изображении) перекликается с грубыми вкраплениями битого базальта и талька, добавленными в расплавленное стекло.


Чаши и вазы "Фавриль", Музей Метрополитен

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них - кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло.
Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная» и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.
Опалесцентные и кафедральные стекла получают методом вальцевания: вязкая стекломасса прокатывается между двумя вальцами (или с помощью одного вальца на столе).


(1750 × 2625)
"Магнолия", 1900
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Каждая пластина, как во времена Тиффани, так и сейчас, изготавливается отдельно и имеет
неповторимый вид. Структурированная поверхность образуется путем прокатки вальцами с соответствующим узором. Определенный цветовой эффект может быть получен, если прокатать вместе массу из разных плавок. Ребристое стекло или «Драпировки», получают, деформируя еще мягкую пластину. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах. В знаменитой композиции «Магнолия» из них сделаны цветы. Для наилучшего воздействия этих стекол необходима большая площадь фрагмента, так как в маленьких пластинках они слишком сильно дробятся. Беспорядочная поверхность такого стекла является источником сильной светотеневой игры, постоянно изменяющейся в зависимости от угла зрения. Тиффани использовал такое «складчатое» стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев.



Дизайнерская студия Тиффани, 1913

К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.
"Розовый лотос", ок 1900 Нью-Йорк
Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской. Его лампа «Розовый лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $.
В 1989 году на аукционе Christie's "Розовый лотос" был продан за 1,2 млн. немецких марок (2,8 млн. $)


В 1905 году в ателье было занято 200 человек. Хотя многие этапы работ были рационализированы, каждый абажур оставался уникальным произведением благодаря индивидуальной цветовой гамме и высочайшему мастерству ручного исполнения.
Не только сам Тиффани и мастера его ателье создавали проекты изделий. Для воплощения в материале он принимал и лучшие проекты других художников того времени. Так, например, знаменитый абажур «Стрекоза», получивший гран-при на Всемирной Парижской выставке 1900 года, был создан по проекту Клары Дрискол.


Также не все лампы, имеющие подпись «Тиффани», ведут свое происхождение из этой мастерской. В это же время существовали и другие известные фирмы, создававшие ламповые абажуры. Среди них - Quezal Art Glass & Decorating Company, Crest & Co и Edward Miller & Co. Все они, в большей или меньшей степени, получали прибыль за счет успеха, который Тиффани завоевал своими лампами на Парижской выставке 1900 года.
Кроме абажуров в мастерской Тиффани проектировалась и ламповая фурнитура: подставки, основания, ножки, заклепки, навершия. Его лампы - цельное произведение искусства, где абажур и фурнитура дополняют друг друга и составляют органическое единство.
Техника и стиль Тиффани

Свинцовый профиль, использовавшийся в течение многих веков, казался Тиффани очень грубым: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Свой собственный заменитель свинцовым протяжкам он нашел в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались по торцу стекла пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально медная фольга применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже - для витражей. Сам Тиффани зачастую использовал сочетание двух техник в одном произведении.


( 3084 × 5988)
"Река жизни" Галерея витражей Ричарда Дрихауса, Чикаго, штат Иллинойс, США
Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.

Иногда технику неверно отождествляют со стилем Тиффани. Но, если первое означает всего лишь метод соединения стеклянных элементов с помощью медной фольги, то под стилем подразумеваются яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.

Международное признание
Тиффани был одним из первых американских дизайнеров, признанных за рубежом. Стекло Favrile вместе с такими витражами как "Времена года" были показаны на всемирных выставках и продавались в таких галереях, как "L'Art Nouveau" Зигфрида Бинга, которые служили каналом для инновационного дизайна на рубеже веков.

Четыре панели витража "Времена года" ("Four Seasons"), 1899-1900 Гостиная Лорентон Холл, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Подлинные работы художника-новатора остались достоянием истории искусства: многие из них украшают частные особняки, церкви, общественные здания в Америке, Великобритании и странах Западной Европы, большая часть стала предметами музейных собраний, антикварных аукционов и частного коллекционирования.
Помимо основной работы со стеклом Тиффани также занимался другими предметами интерьера, включая мебель, текстиль и облицовку стен. Самая большая коллекция его мебели, витражей, мозаики и архитектурных элементов представлена в Музее американского искусства Чарльза Хосмера Морзе (штат Флорида, США)
В России доподлинно известно только об одном витраже "Магнолия" (см. выше), который представлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и ведет свое происхождение из музея академии технического рисования им. барона А. Л. Штиглица.
Источники:
http://www.joanannlansberry.com/
http://www.staugustinepics.com/
http://www.happyfamilyart.com/
http://www.metmuseum.org/
http://www.morsemuseum.org/
http://artisticluxury2008.wordpress.com/
http://www.artfactory.com/
http://www.artfixdaily.com/
https://ru.wikipedia.org/
http://vitroart.ru/
http://www.driehausmuseum.org/
http://commons.wikimedia.org/

http://vitrage.d3.ru/comments/618952/

клас!, квіти, мистецтво

Previous post Next post
Up