Хотя это был не первый французский город за пределами Парижа, где мне довелось побывать, на север страны я отправилась впервые. Так состоялось моё знакомство с Нормандией, которое, конечно, стоит продолжить. Вообще, как Москва - не Россия, так Париж - не Франция. По крайней мере, одно только знакомство с Парижем не позволяет составить адекватное представление о стране. Всё самое интересное начинается за его пределами. Конечно, каждому своё, но моим любимым телеканалом здесь стал канал о жизни французской провинции, что, конечно, исчерпывающе характеризует мои вкусы :) Тут я снова жалею, что не успела получить права перед этой поездкой, так как местные красоты и интересности - это не только и не столько большие города, легко достижимые на общественном транспорте, но и всё то, что между ними. Дорогие мои друзья-автомобилисты! Приезжайте, говорю же :) Тур по Нормандии и/или Бретани я вам тоже с удовольствием организую.
Но вернёмся для начала к Руану. Город этот, в сущности, не такой уж и маленький - как-никак столица региона Верхняя Нормандия. Правда, всё самое интересное сосредоточено в старом городе, который по площади не очень велик. При условии грамотного планирования (у меня, ввиду скоропалительности поездки, получилось не очень) и высокой скорости передвижения можно всё обойти за один день. Но старый город не очень располагает к тому, чтобы по нему бегать - чтобы почувствовать атмосферу, неторопливая прогулка подходит гораздо больше. К тому же в Руане есть несколько музеев, заслуживающих посещения. В общем, если время не поджимает, здесь вполне можно остановиться на пару дней. Но вряд ли больше.
При планировании «быстрой» поездки следует не только хорошо продумать маршрут, но и учесть тот факт, что многие достопримечательности днём закрываются на обеденный перерыв. Это касается большинства объектов, на которые хочется не только полюбоваться снаружи, но и попасть внутрь (музеи, часовая башня и даже, как ни странно, церкви и соборы). Время обеденного перерыва может быть разным, но обычно укладывается в промежуток 12.00-14.30. Я в такие подробности не вдавалась, поэтому пару раз мне пришлось возвращаться к уже посещённым достопримечательностям, чтобы попасть внутрь, а это ощутимая потеря времени.
В общем, я, конечно, успела увидеть далеко не всё, что того заслуживало. И даже там, где я побывала, умудрилась пройти мимо ряда интересных деталей. Но, в целом, я и не гналась за количественными показателями, поэтому просто расслабилась и получала удовольствие.
О том, что для меня это было очень эмоциональное путешествие, я уже писала. А ещё оно было полно неожиданных порывов. В Руанском соборе меня неудержимо тянуло прикоснуться к лицам древних статуй (ну хотя бы разок!), снятых с фасада и установленных в заалтарной части. В воздушном Сент-Уэнском аббатстве больше всего хотелось лечь на пол (обязательно!) и распевать церковные гимны (если бы я умела). Это было бы самым естественным, что я могла сделать в предложенных декорациях. Увы, всякий раз приходилось сдерживаться, и в результате мои «ощущательные» впечатления оказались неполными. В основном пришлось довольствоваться визуальной стороной.
Вы тоже можете посмотреть на город, если зайдёте под кат. И, хотя это будет уже совсем мизерная доля реальных впечатлений, предлагаемых Руаном, - думаю, это всё же лучше, чем ничего :)
У всех, наверное, свои ассоциации с Руаном (у кого они есть). Для меня, как вы понимаете, это город, в котором сожгли Жанну д'Арк, а уже потом всё остальное. Самые печальные страницы её истории связаны именно с этим городом, и, естественно, кое-что в Руане до сих пор напоминает о тех далёких событиях. Хотя, конечно, такого культа Жанны, как в
Орлеане, тут нет.
Но вот, например, выходя из вокзала, сразу же попадаешь на улицу Жанны д’Арк, которая рассекает старый город на две сильно неравные части, спускаясь к Сене. По сравнению с большинством улочек старого города она выглядит современной и широкой - прямо-таки магистраль. Обратите внимание на крайний домик слева, с виду ничем не примечательный:
Собственно, сам дом и в самом деле ничего особенного собой не представляет - примечательно место, на котором он стоит. Когда-то в Руане, как вы понимаете, был замок. Сегодня от него осталась только одна башня. А на месте этого дома была другая башня - та самая, в которой была заточена Жанна с декабря 1430-го по май 1431-го, пока над нею шёл процесс. Собственно, именно эту башню раньше называли «башней Девы Жанны» - пока она существовала.
Когда же история стёрла её с лица города Руана, название передалось по наследству последней уцелевшей башне замка. И теперь «Башня Жанны д’Арк» - это то, что вы видите на следующем фото. Находится она тут же, по соседству - на улице Донжон (говорящее название). По официальной версии, Жанну держали всё-таки не тут. Но её сюда приводили пугать орудиями пыток, потому как тут была пыточная. А сейчас здесь музей, в который я не попала, потому что утром он был ещё закрыт, а вечером, на обратной дороге, у меня не хватило времени.
Ну ладно, раз такая неудача, пойдём гулять по только-только просыпающемуся городу.
Старый город начинается практически сразу от вокзала. Тем, кто хочет вдоволь насмотреться на фахверковые дома, конечно, стоит побывать в Нормандии. Из-за обилия фахверка (или, как его называют французы, коломбажа) многие мои фотографии могут показаться однообразными. Но на самом деле двух одинаковых фахверковых домов не существует! Даже если они построены по совершенно идентичной схеме. Чаще же и в самой архитектуре присутствуют оригинальные детали, придающие каждому сооружению индивидуальность. Ну, сами увидите.
По внешнему виду таких домов сложно определить их возраст: какие-то из них совсем перекосило от времени, другие выглядят почти новыми, но зачастую это результат качественной реставрации, а то и модернизации. Факт тот, что здесь есть дома, которые помнят и Жанну, и даже более ранние времена: на руанский фахверк (простите, коломбаж) образца XIV века можно посмотреть, например, на улице Маленького Барашка (rue du Petit-Mouton). Про барашка, кстати, ещё поговорим.
Город, меж тем, потихоньку просыпается, открываются булочные и музеи.
Первый музей, который встречается по дороге от вокзала к центру, - музей керамики. Вообще, руанская керамика - такой же бренд, как и нормандский сидр, например. И здесь можно взглянуть на образцы этого искусства начиная с XVI века. Заходить ли внутрь, решайте сами, но можно по крайней мене заглянуть во внутренний дворик - очень живописный.
Оттуда практически сразу попадаешь в сквер Вердреля (Square Verdrel) - просто симпатичный зелёный уголок, где можно перевести дух на скамеечке. Главное, что есть на этой фотографии, - отнюдь не лебеди и даже не парочка, которая ими любуется, а ГРИБЫ. Гигантские грибы у подножья дерева - мечта Синей Гусеницы.
К скверу обращён своим фасадом главный музей Руана - Музей изобразительных искусств. Говорят, здесь очень хорошее собрание импрессионистов (в Нормандии вообще с импрессионистами всё хорошо), но также говорят, что соваться туда на часок - не лучшая идея, потому что музей большой и вместительный. В общем, тут я тоже мимо прошла (когда надо чем-то жертвовать, я всегда жертвую музеями).
Если лицом музей смотрит на сквер, то его задний фасад, выходящий на улицу Жак Вилон, обращён сразу к двум церквям (или тому, что когда-то ими было). Первая церковь совсем загадочная, без опознавательных знаков и с наглухо задраенными дверями. Я даже в Интернете её название не нашла (хотя не то чтобы долго и усиленно искала). Зато такие «второстепенные» церкви (или уже не церкви) неизменно радуют мой глаз своей запущенностью (как бы ужасно это ни звучало). В «неотбеленных» статуях есть какой-то особый шик, эта чёрная копоть - самый настоящий налёт времени.
А это уже вторая церковь, тоже слегка запущенная. С исторически выгравированным названием улицы.
Упс, так это же не церковь, а второй по значимости музей Руана! Музей Сек-де-Турнель (Мusée Le Secq des Tournelles) посвящён другому виду искусства - кузнечному. Здесь собраны высокохудожесвенные изделия из кованого железа начиная с III века. Отзывы все сплошь восторженные, так что в следующий раз нужно обязательно зайти. А расположен в здании бывшей церкви, да. И интерьеры там внутри (судя по фоткам) соответствующие.
Ну ладно, пойдём гулять дальше - мимо фахверка с оригинальным лицом.
Пример оригинального лица крупным планом:
И чем дальше, тем разнообразнее...
Боковые стены таких домов часто покрыты черепицей - как традиционного вида, так и вполне современной. На этом фото видны оба варианта:
С Руаном связаны имена многих известных людей. Про художников я уж и не говорю... Из литераторов наиболее известные - Флобер и Мопассан. А вот, например, дом, в котором родился Фонтенель (естественно, на улице его имени):
Пожалуй, моя любимая фотография из всей фахверковой серии, - эта:
А вот ещё один очень оригинальный дом, да ещё и с витражными окнами!
Долго ли, коротко, мы наконец выходим на площадь Старого Рынка. Именно здесь 30 мая 1431 года Жанна взошла на костёр. Сегодня центральную часть площади занимает современная церковь Жанны д'Арк (справа) и собственно рынок, составляющий гармоничный ансамблю с церковью (крыши слева). Рынок отсюда за шесть столетий никуда не делся, да.
Внутрь церкви попасть не удалось, что жаль - уж очень она там необычная, судя по фотографиям.
Перед церковью - высоченный крест, чуть ли не выше самой церкви. Он отмечает место, где Жанна, увидев сложенный костёр, попросила дать ей распятие. Один из английских солдат пожалел её и протянул ей самодельный крест, сложенный из двух палочек.
Место, где был костёр, - в нескольких метрах от креста - отмечено соответствующей табличкой.
В уголке у церкви примостилась и сама «виновница торжества», уже охваченная пламенем. Из всех виденных мною Жанн, запечатленных в процессе сожжения, эта, пожалуй, самая трогательная:
«О Жанна, без гробницы и без портрета! Ты-то знаешь, что могила героя - в сердце живущих...»
Ну ладно. Пустив слезу, двигаемся дальше. Снизить градус пафоса можно, например, за обедом в одном из многочисленных ресторанчиков, расположенных здесь же, на площади Старого Рынка. На этом фото, кстати, на переднем плане виден сохранившийся фундамент старой церкви, которая стояла на площади задолго до появления современной (но посвящена была, естественно, не Жанне - ту тогда ещё не канонизировали). Кстати, витражи из старой церкви достались новой по наследству (но я их не увидела).
Ой, а что это у нас за домик такой весёленький? А это, друзья мои, ресторан «Корона», а по совместительству - самый старый постоялый двор Франции (не только Руана). В этом доме кормят усталых путников с 1345 года! Цены, естественно, в два раза выше, чем во всех соседних заведениях. Но не совсем заоблачные - ради понтов можно и раскошелиться, если есть желание шикануть.
Я, на правах бедного студента, полюбовалась на характерные элементы внешней отделки и пошла дальше.
Кстати, в паре шагов от ресторана «Корона» есть и гостиница, вполне соответствующая ему по статусу. Это ренессансный особняк Буртерульда, построенный в 1501-1537 годах. Сейчас здесь пятизвёздочный отель (Hotel de Bourgtheroulde). Я-то думала, там комнаты как в средневековом замке, но, судя по фоткам, большинство - очень современные, пусть и шикарные. Неинтересно.
Вообще, на старину иногда лучше смотреть со стороны, чтоб не разочаровываться.
Но, что касается фахверковых домов, мне очень нравится, как в них встраиваются современные магазины. Подучается очень мило, по-моему.
Кстати, о магазинах. Самое время нам наконец-то попасть на самую главную туристическую улицу Руана - улицу Гро-Орлож, то есть Больших Часов.
Названа она так, как вы понимаете, не случайно. Самое интересное, что здесь есть, - это большие астрономические часы, очень старые.
Механизм, вращающий стрелку, сохранился исторический - аж с XIV века (хотя сейчас часы уже электрифицировали). Циферблаты чуть помоложе - XVI век. Вообще, руанские часы - одни из самых старых в мире. Самые старые находятся в Солсбери (Англия) и появились в 1386 году, а руанские - всего на три года позже, в 1389-м.
Кстати, об астрономичности. Видите шар над циферблатом? Он показывает фазы луны.
Это вид на арку снизу.
Часовой комплекс доступен для посещения. Это сама арка с часами и примыкающая к ней колокольня (видна на этом фото) со всеми механизмами, вспомогательными помещениями и, конечно, смотровой площадкой. Правда, в первый свой подход к Большим Часам я как раз попала на обеденный перерыв - пришлось возвращаться перед самым отъёздом. Но я вернулась - и не пожалела.
Пропускная способность у часов небольшая, так что, может, придётся ещё в небольшой очереди постоять (я постояла). На входе вместе с билетом выдают аудиогид (есть и русскоязычный). Он подробный и интересный по содержанию, но диктор - какой-то зануда, к тому же меня поджимало время перед поездом, так что слушала я вполуха и пропускала целыми кусками. Интереснее было просто посмотреть.
Например, при подъёме можно рассмотреть циферблат вблизи. Обратите внимание, что у часов только одна стрелка - часовая. Её венчает маленький золотой барашек с вытянутой вперёд указующей лапой.
Барашек тут не случаен: это символ города, который в своё время разбогател именно на производстве шерсти. На гербе Руана по сей день красуется бараш с крестом, и выглядит это так:
Но вернёмся к часам. В нижней части циферблата есть окошко, в котором показывается текущий день недели - в виде аллегорического сюжета. Во французском языке названия дней недели связаны с небесными объектами - точнее, соответствующими им античными богами.
Так, понедельник - это буквально «день Луны» (богиня Диана).
Вторник - «день Марса».
Среда - «день Меркурия».
Четверг - «день Юпитера».
Пятница - «день Венеры».
Суббота - «день Сатурна».
А воскресенье (dimanche) соответствует Аполлону - не спрашивайте почему.
Я была в Руане в субботу - соответственно, на картинке представлен Сатурн.
Поднявшись на этаж выше, можно разглядеть ещё одного барашка. Этот находится на самом верху и венчает циферблат.
А вот, кстати, и герб Руана - на мансарде одного их соседних домов.
Часы Гро-Орлож с самого начала были необычны тем, какое расстояние отделяло циферблаты от управляющего ими механизма. Два одинаковых циферблата находятся над дорогой, по обе стороны арки, а механизм - не между ними, как логично было бы предположить, а в колокольне. Стрелки приводились в движение посредством сложной системы рычагов. Исторический механизм образца XIV века и сейчас можно увидеть в одном из помещений колокольни. Он абсолютно исправен, но уже не выполняет своих функций: в XX веке часы перевели на работу от электричества, что сделало их гораздо проще в обслуживании.
Вид на улицу Гро-Орлож в сторону улицы Жанны д'Арк...
....и в сторону Руанского собора. Собственно, подъём на часовую башню - едва ли не единственный способ увидеть собор более-менее цельно. Такая это громадина...
Подъём заканчивается на обзорной площадке. Высота не очень большая, но посмотреть на город хоть с какой высокой точки всё равно интересно.
Вообще, конечно, взгляд с высоты несколько отрезвляет, давая понять, что Руан - это не только средневековое мимими, но и скучная современная застройка, причём, пожалуй, даже в большей степени. Это если не бояться посмотреть правде в глаза и обратить взор свой на юг:
«Две башни»
Хотя, чего уж там, на правах туриста хочется ограничиться видами поживописнее. Вид на северо-восток - Дворец правосудия (слева) и Сент-Уэнское аббатство (справа):
Ещё кусочек Дворца правосудия:
А прямо внизу - улица Гро-Орлож:
Эх, не хотела я растягивать рассказ о Руане на два поста, но что-то не получилось. Я, сказать по правде, задолбалась писать. И представила, как вы задолбаетесь читать. И как мне будет обидно от того, что я писала-писала, задолбалась, а никто до конца всё равно не осилил :)) В общем, будет вторая серия. Там вас ждут:
- Руанский собор;
- готический Дворец правосудия;
- Церковь Сен-Маклу;
- Сент-Уэнское аббатство;
- и, конечно, ещё много колоритного коломбажа!
Читать продолжение