Запорожский прецедент
За решимость следовать канонам Церкви украинский священник подвергся уголовному преследованию и обструкции в СМИ.
До сих пор не утихает громкий скандал, раздутый в украинских СМИ и в социальных сетях: священник Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в городе Запорожье отказался отпеть умершего ребенка, «крещенного» у раскольников-филаретовцев. Речь идет о принадлежности семьи усопшего младенца к так называемому «киевскому патриархату», главой которого является анафемованный Церковью Михаил Денисенко (бывший Митрополит и экзарх Русской Православной Церкви в Украине).
Такой мощный резонанс в общем-то заурядного, хотя и печального события - впечатляет. Поступок священника был продиктован канонами Церкви (как было священнику отпевать некрещеного младенца? - а по учению нашей Церкви это именно так! Церковь не признает таинств раскольников-филаретовцев). И потому невольно возникает подозрение, что украинцев пытаются искусственно взбудоражить. Обратим внимание на такой момент. Как правило, одна новость живет и обсуждается в информационном пространстве всего лишь несколько часов. А тут… Сообщение об упомянутом неотпетом младенце появилось еще накануне Рождества, прошел уже почти месяц. И что же? То радикалы из какой-то группы атаковали Киево-Печерскую Лавру, то господа прокуроры (дай, Боже, им здравия и вразумления) открыли необоснованное уголовное производство по этому антицерковному делу. Неужели правоохранительные органы забыли, что Церковь отделена от государства? И совсем не прокурорское это занятие - указывать батюшкам на тех, кого нужно им отпевать. А то и прямо принуждать священников к антиканоническим действиям.
прот .Евгений Молчанов
На протоиерея Евгения Молчанова, настоятеля храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Разумовка Запорожского района Запорожской области, Украина, заведено уголовное дело по статье уголовного кодекса «За нарушение равноправия граждан». На вопрос корреспондента о том, изменил бы он сейчас свое решение не отпевать «крещенного» у раскольников младенца, уже зная, чем все это для него обернется, отец Евгений ответил так: «Поступил бы точно так же. И это решение исходило бы не от моего отношения или моих чувств, а от канонов Церкви. Потому что я, может, был бы и рад сам вместо этого ребенка лечь в могилу…»
Удивляет еще один момент. Новые волны обвинений захлестнули СМИ после того, как бывший филаретовский «священник» Анатолий Василенко осознал пагубность своей принадлежности к непризнанной структуре под названием УПЦ КП (Украинская православная церковь Киевского патриархата). Выступая в Покровском храме города Коростеня, он публично огласил свое покаянное письмо в присутствии Митрополита Овручского и Коростенского Виссариона (об этом в январе сообщил портал «Православная жизнь» со ссылкой на Ovruch.church.ua).
«Я еще больше понял, что так называемый «киевский патриархат» не является канонической Церковью, - подчеркнул Василенко в своем покаянном письме. - Не случайно их (раскольников - В.К.) не признает ни одна Поместная Православная Церковь во всем мире. Понимая это, я осознал, что все это серьезно и надо будет отвечать перед Богом. Поэтому искренне прошу принять мое покаяние и принять меня в лоно канонической Церкви».
Как отмечают в Овручской епархии, покаяние было принесено «сознательно, с большинством прихожан». И, разумеется, вся наша Церковь возрадовалась о возвращении еще одного блудного сына. Однако в самом украинском обществе, сильно «подогретом» политтехнологиями раскольников и смутьянов, этот факт был понят именно как попытка дискредитации филаретовцев со стороны канонической Церкви.
Глядя на весь этот разыгравшийся театр абсурда, лично у меня как «пересічного українця» возникает вопрос: а куда же мои дорогие соотечественники смотрели, когда в других религиозных конфессиях вообще поступали весьма экстравагантно? К примеру, в 2015 году грекокатолический священник на Львовщине отказался хоронить покойника по очень «веской» причине - семья усопшего не приносила ему своих пожертвований. Второй подобный случай был у тех же представителей униатов летом 2017 года. Там же на Львовщине униатский священнослужитель отказался исповедовать перед смертью человека, который не ходил в его храм, а после его кончины не совершил чин погребения и еще потребовал деньги за то, чтобы покойника только внесли в храм.
Многие ли об этом сегодня знают и помнят? Если запорожский священник Украинской Православной Церкви объяснил свой отказ в отпевании церковными канонами, то униатские священники в описанных случаях поступили так просто из-за денег! Но украинское общество этого попросту «не заметило».
Почему Церковь становится «неудобной» для некоторых людей? Не потому ли, что она всё громче возвышает свой пастырский голос и продолжает свидетельствовать грешному миру об истине? Ведь с православной точки зрения критерием добра и зла являются не человеческие суждения, а Божьи Заповеди, начертанные на скрижалях сердца. Поэтому ответом на вызовы нашего времени должны стать миссионерские усилия, а также собственные примеры праведной жизни во Христе. Только так можно преодолеть то отчуждение, которое искусственно пытаются создать между обществом и Украинской Православной Церковью, занимающей лидирующее положение в стране по количеству приходов и верующих.
Я говорю сейчас даже не столько о многочисленных фактах физического насилия, направленных против представителей Украинской Православной Церкви (только наш храм в честь Святителя Петра Могилы в Киеве за последние четыре года два раза поджигали!). Обращаю внимание в первую очередь на самую большую опасность: если в безбожные годы массово уничтожали храмы, то сегодня пытаются осквернить в первую очередь храмы наших душ. Наряду со внешними атаками происходят и выпады на уровне пропаганды. Мастера черных пиар-технологий пытаются воздействовать на сознание православных людей. Ведь современные СМИ в значительной степени перестали быть средством для общественного диалога. Вместо общения, дискуссии они лишь предлагают свою уже готовую «правду». Поэтому читатели и зрители (не имея возможности для проверки фактов) зачастую вынуждены просто верить тому, что опубликовано или показано по телевизору. В итоге происходит девальвация слова.
Дискредитируя священноначалие, определенные силы пытаются ослабить Церковь в Украине. Где нет доверия к иерархии, там и сама структура становится неуправляемой. И тогда воины Христовы рискуют превратиться в толпу, которую можно завести куда угодно. Не этим ли руководствуются те, которые разжигают подобные информационные удары против Церкви?
Валентин Ковальский,
алтарник храма в честь Святителя Петра Могилы,
г. Киев.
Дата: 5 февраля 2018