Извечный конфликт интересов - заработная плата. Работник всегда хочет получать большее вознаграждение за свой труд, а наниматель желает сэкономить и платить меньше. Легко ли найти договоренность в этом вопросе, или обе стороны должны находиться в постоянном противоборствующем состоянии?
Давайте посмотрим на проблему с разных сторон.
Многие работники годами готовы получать минимальное вознаграждение за свой труд и не смеют заикнуться о повышении зарплаты. Нередко в такой ситуации работодатель думает, что сотрудника устраивает существующее положение вещей и текущая оплата труда.
Другие же, не успев проработать и полугода, норовят сразу требовать такую зарплату, которую имеют ведущие работники, годами преданно трудящиеся на благо предприятия.
Единой рекомендации в этом щекотливом вопросе не существует. Важно соблюдать разумный баланс, как работнику, так и нанимателю, и искать взаимовыгодный компромисс.
Как работнику правильно просить повышения зарплаты?
Для повышения зарплаты нужны весомые причины и аргументы:
• Вы проработали в компании на определенной должности не менее года.
• К вашей работе нет никаких нареканий.
• Вы хорошо справляетесь со своими обязанностями.
• Самое главное: вы чувствуете, что уже переросли текущую зарплату, и ваша квалификация стала выше того уровня, когда вас принимали на работу.
• Вы чувствуете, что можете выполнять (или уже выполняете) больший объем работы или ваша ответственность за работу увеличивается.
• Если эти условия соблюдены, и вы решились на этот щепетильный разговор, вам стоит заранее запланировать встречу с непосредственным руководителем и продумать ход беседы.
1. Продумайте, с чего начать нелегкий разговор, чтобы плавно перейти к цели (Рабочие вопросы, погода, планы на выходные, новости спорта).
2. Поинтересуйтесь, доволен начальник результатами вашей работы. Хорошо, если вы недавно закончили проект или ощутимый для компании отрезок работы. Может быть недавно вы сдали успешный отчет? Отличный повод получить обратную связь.
3. Найдите весомые аргументы в пользу того, что вы уже переросли начальную зарплату. Можно поинтересоваться расширением обязанностей и круга ответственности. Может быть вы уже доросли до уровня руководителя группы? Но поднимать такой вопрос возможно только в том случае, если вы чувствуете в себе ресурсность и достаточную квалификацию.
Ваши достижения в последнее время - главный козырь в этом разговоре. Если благодаря вам компания увеличила продажи, выпустила новый продукт, результативно завершила проект, вы блестяще провели презентацию - почему бы компании не поощрить вас за доблестные труды?
4. Руководителю нужно время обдумать ваше предложение, дайте ему такую возможность. Если начальник просит назвать сумму, на которую вы претендуете, лучше напишите вилку минимальной и максимальной величины. Такой подход - не столь категоричен, и дает руководителю некоторую маневренность.
5. Выберете нужное время. Люди наиболее расслаблены и расположены в конце рабочей недели. Пятница или предпраздничный день будут оптимальным решением.
В IT-компаниях подходящее время для пересмотра зарплаты - Performance Review (оценка эффективности сотрудника), на котором обсуждаются успехи, достижения и промахи за отработанный период, обычно - 6-9 месяцев. Если по результатам аттестации, вы продвинулись и выросли, как специалист, логично поинтересоваться изменением зарплаты. Иногда HR-менеджер или непосредственный руководитель «забывают» обсудить этот вопрос. Сотрудник, обладающий достаточной мотивацией для роста, не постесняется поднять вопрос об увеличении денежного вознаграждения за свою работу.
6. Не стоит затевать подобный разговор в сложные для компании времена. Если предприятие находится в кризисном положении, лучше подождать до улучшения ситуации.
Ведите диалог дружелюбно, тактично, ни в коем случае не давите на начальника. Не шантажируйте уходом или не бравируйте предложениями о работе от других компаний. Таким поведением вы проявите нелояльность к компании. И если повысят зарплату сейчас, не удивляйтесь, что позже вам найдут более благонадежную замену.
Личные причины - нежелательный довод к повышению зарплаты (материальные трудности в семье, рождение ребенка, кредиты за жилье или машину). Не давите на жалость и контролируйте эмоции. Если перегнете палку - неудача будет на вашей стороне.
Сравнивание себя с другими сотрудниками компании, которые получают больше, еще худший аргумент в беседе. Во-первых, это неэтично, а во-вторых, информация о зарплате является конфиденциальной.
Если решитесь на этот непростую беседу, взвесив все «за и против» - дерзайте! Худшее, что может быть: ваша зарплата останется прежней. Зато руководство будет помнить, что вы - амбициозный, целеустремленный человек, и при возможности вам предложат более ответственную и квалифицированную работу. Так вы придете маленькими шажками к своей цели.
Как нанимателю вести себя, если сотрудник просит повысить зарплату?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, чтобы заменить опытного хорошо владеющего своими обязанностями работника, потребуется немало затрат: поиск нового сотрудника, обучение и адаптация. Все это трудоемко и дорого.
С другой стороны, если сотрудник берет вас шантажом об оффере от других компаний с более выгодными предложениями, скорее всего, он рано или поздно уйдет. Один раз еще можно простить и как-то оправдать «разбор и шатания». Но если это входит в привычку - смело с ним расставайтесь. Прикрываясь недовольством в оплате труда, чаще всего люди хотят уйти, когда у них недостаточно мотивации в работе либо испорчены отношения в коллективе.
Когда не стоит повышать зарплату:
1. Вы чувствуете, что основная мотивация сотрудника - деньги. Такой пройдоха может прийти, махая перед вами заманчивым job offer от другого работодателя. Вы автоматически обещаете ценному работнику компромиссное вознаграждение: выше текущего на четверть, а то и на треть. Не тратя времени, предприимчивый работник показывает новое предложение вашему конкуренту, повышая свою стоимость еще на 20-30 %. В результате цепочки действий подобных дельцов рыночная стоимость такого специалиста становится искусственно завышенной, что не соответствует его реальным профессиональным навыкам.
Попасться на такую «удочку» может любой, даже сведущий в тонкостях психологии, работодатель. Но стоит держать «ухо востро» с сильно любящими деньги сотрудниками.
2. «Не пугай жену разводом, а начальника - уходом».
Когда применяется в переговорах шантаж и непорядочность. Тем более, если в ход идет артиллерия рода: «А в других компаниях…», «Маша, Саша не умнее меня, а получают больше…», «А я знаю ваши коммерческие тайны…» или «Я оставлю плохой отзыв о вашей компании».
Скорее всего шантаж окажется блефом, но нервов на пустые дебаты вы потеряете достаточно. Репутация компании, спокойная и стабильная обстановка в компании превыше всего. Если червоточина всплыла в таком деликатном вопросе - расставайтесь с возмутителем спокойствия сейчас же, не церемонясь в соблюдении этикета.
3. Севший за стол переговоров работник просит повышения вознаграждения выше его уровня квалификации, среднерыночной стоимости специалиста или не соблюдает первоначальных договоренностей, оговоренных при приеме на работу. Нередко уверенные в себе люди просят зарплату, которая не соответствует профессиональным качествам. Особенно это касается молодого поколения. Стоит ли идти на такие риски - решение нанимателя.
Но если сотрудник успешно прошел испытательный срок и вдруг заявляет, что вознаграждение должно быть выше обещанного при приеме на работу, не стоит вестись на манипуляции и лучше расстаться с непоследовательным работником.
4. Сотрудник считает, что его недооценивают по каким-то параметрам. Попробуйте вывести коллегу на откровенный разговор. Выясните, что ему нравится и что не устраивает в работе. Возможно, дело в обострении отношении с непосредственным руководителем или соседом по комнате.
Иной раз работнику следует поменять вектор задач или предложить обучение, в котором он заинтересован. В конце концов, предложите обиженному сотруднику премию за результативность или процент от продаж. Просто увеличив зарплату, вряд ли удастся повысить в этом случае мотивацию.
В любом случае внимательно разговаривайте с сотрудником, которого вы цените и хотите удержать в команде. Пригласите его на чашку кофе, а лучше всего - в бар. Прощупайте его со разных сторон, попытайтесь понять истинную мотивацию. Часто многие проблемы скрываются за банальным желанием больше зарабатывать. Переезд в другую комнату, смена проекта, переквалификация или возможность иногда работать удаленно могут решить проблему без изменения зарплаты.
Будьте искренни с подчиненными и не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Если в компании сейчас не лучшие времена, так и скажите. Преданный и ответственный работник поймет и поддержит вас в сложный период. Можете вкратце рассказать про бюджет оплаты труда и о правилах повышения заработных плат в компании. Например, в многих IT-компаниях принято ежегодное увеличение вознаграждения на 10 %.
И копайте глубже. Если сможете узнать настоящую мечту вашего коллеги и попытаетесь помочь в ее осуществлении - получите преданнейшего сотрудника на все времена. А если вместе найдете общую идею на благо людей, мотивируете на жизненные подвиги вас обоих.
Потому что работа за идею приятнее и сильнее, чем прибавка к зарплате. Ведь в душе все хотят хоть немного изменить мир. К лучшему.
Статья была опубликована в журналах "Генеральный директор", № 12, 2020 и "Экономика. Финансы. Управление", № 11, 2020.