Как выявить и нейтрализовать токсичного сотрудника?

Apr 22, 2021 00:07

Хорошо слаженный дружный коллектив - мечта любого руководителя. Однако, подобно фальшиво играющему инструменту, способному испортить звучание целого оркестра или «ложке дегтя в бочке меда», один токсичный сотрудник способен отравить жизнь коллектива. Вдобавок эта «инфекция» подтачивает корпоративную атмосферу всей компании как внезапно появившийся единичный коронавирус поверг в хаос и кризис нашу планету в прошлом году.

Тонкие манипуляции, абьюз, подрывание правил и устоев компании, ссоры и распускаемые сплетни, безответственность - это не полный перечень проблем, которые доставляет деструктивный маятник коллектива.

Можно ли выявить и нейтрализовать действие ядовитых паров токсичного сотрудника?

Деление на типажи «ядовитых» работников - достаточно условное. Но мы постарались сгруппировать наиболее часто встречаемые и досаждающие остальным сотрудникам модели личностей.

Типажи токсичных сотрудников
«Большой босс»
Обычно это один из руководящих сотрудников компании, пытающийся всех поучать и изображающий из себя очень крутого и сверхзанятного специалиста. Его перфекционизм, навязчивая придирчивость и постоянные манипуляции могут загнать в угол самого усердного и ответственного работника. Подобные типажи имеют нарциссические черты, полагая что все знают и умеют лучше других, а остальные должны слушаться их беспрекословно.

Излишнее стремление к управлению персоналом и беспрестанный контроль пагубно сказываются на микроклимате в команде, снижая эффективность сотрудников, и безосновательно приводя к накоплению уровня стресса в команде. Строящие из себя «больших боссов», как правило, плохо справляются с задачей делегированию полномочий, потому что считают, что они делают любую работу лучше всех, тем самым самоутверждаясь за счет коллег.

Такой токсичный типаж крайне вреден для коллектива, так как у находящихся с ними людей пропадает желание находиться с ним рядом и, следовательно, вообще приходить на работу.

Сплетник или интриган
Хорошо, когда между сотрудниками дружеские отношения и здоровая атмосфера в коллективе. Но иногда некоторые любители посудачить в рабочее время переходят всякие границы, распуская сплетни и плетя интриги. В женских коллективах и в научно-исследовательских институтах эта проблема порой напоминает хитросплетения шипящих змей, разлагая работу команды и выбивая из колеи многих коллег.

Подчас токсичные сотрудники сталкивают людей лбами, получая от этого моральное удовлетворение.

Пресекать подобное поведение нужно сразу и жестко, запрещая обсуждение личных проблем на территории работодателя. Лучше всего наказывать возмутителей спокойствия дополнительными рабочими задачами, чтобы им не оставалось времени на разведение дрязг.

Просто хам или агрессор
Вечное недовольство всем и вся, нетерпимость и вспыльчивость, брюзжание и придирчивость, неуважение сослуживцев, а порой - откровенное хамство. Каждый из нас встречал на своем пути людей, живущих по принципу: «Я - в плюсе, все остальные - в минусе». Бороться с такими людьми все-равно, что пытаться разогнать тучи в пасмурную погоду.

Единственный выход, чтобы не вестись провокации абьюзера - минимизирование общения с ними или расстановка собственных границ. Главная цель манипулятора - получение внимания и чувство вины. Ни в коем случае не оправдывайтесь, если это только не ваш прямой начальник. С токсичным руководителем тоже не стоит долго пререкаться: коротко уточните ваши промашки и скажите, что исправите все в ближайшее время. С остальными хамоватыми сотрудниками держите дистанцию и не позволяйте «садиться вам на голову».

Бунтовщик
Нередко в коллективе заводится человек, для которого не существует никаких правил. Обычно они не признают авторитетов, игнорируют критику и недолюбливают руководство. Таким саботажникам нравится привлекать внимание, и они стараются перетянуть людей на свою сторону: в этом их самая большая опасность. Деструктивность бунтаря может стоить компании разлада корпоративной культуры и росткам недоверия к действиям начальства.

Подобный типаж чаще всего пользы компании приносит мало, в первую очередь своей нелояльностью к руководству и устоям компании, даже если его воспринимают не очень серьезно.

В крайнем случае предложите ему высказать свои бунтарские идеи. Как знать, а вдруг его возмущения не беспочвенные, и он сможет превратиться из врага в толкового помощника?

Лентяй или прокрастинатор
Распознать такого сотрудника легко по тому, как он относится к своим обязанностям и к рабочему времени. Срыв дедлайнов, откладывание срочной работы на завтра, отвлекание от рабочих дел (разговоры, компьютерные игры, зависание в соцсетях или смартфоне), уход от ответственности за свои ошибки, безынициативность - основные качества «лентяя». Токсичная для коллектива манера отношения к работе, к сожалению, бывает заразительна и для окружающих.

Таким работникам необходим строгий контроль, четкий учет рабочего времени и отчетность по каждому пункту поставленной задачи. Прокрастинатору не грех будет установить программу отслеживания трафика в интернете.

С другой стороны, постоянно изучайте мотивацию сотрудников. Может быть работа «спустя рукава» исходит от незаинтересованности в своих обязанностях. Доверительная беседа с HR-менеджером или психологическое тестирование поможет выявить сильные стороны и мотивацию человека. Замечательно, если получится вовремя направить его способности в нужное для предприятия русло.

«Найти и обезвредить»
Обнаружив в организации разлагающих других токсичных сотрудников, попробуйте свести к минимуму исходящий от них вред.

1. Разложите его «по полочкам».
Поговорите по душам с возмутителем спокойствия, попробуйте узнать обстоятельства его личной жизни, здоровья или отношений с коллегами. Может быть ему нужна помочь или просто некому высказаться. Иногда переезд в другую комнату, смена проекта или обязанностей, новый непосредственный руководитель существенно изменят ситуацию. Возможно, у вашего бунтаря началось «выгорание», и ему давно пора в отпуск.

2. «Выведите на чистую воду».
Поставив перед фактом, какой вред исходит от поведения токсичного сотрудника, в некоторых случаях можно на него позитивно повлиять. Объясните губительный эффект его поведения и вместе решите возможности выхода из негативной для компании ситуации. Каждый человек имеет право на ошибку. Дайте ему шанс ее исправить.

3. Примите действенные меры.
Загрузите работой, усильте контроль, введите систему штрафов и выговоров, предупредите об увольнении, если ничего не изменится. Когда не работает метод «пряника», придется применить «кнут». Здоровая атмосфера в коллективе важнее одного не уважающего других и правила «ядовитого» сотрудника.

4. Смиритесь с тем, что ваши усилия не оправдаются.
Американские исследователи пришли к выводу, что около 4 % сотрудников выражают токсичное или агрессивное поведение только потому, что им это нравится, и не придется отвечать за пагубные для команды действия. В конечном итоге, иногда ваши затраченные силы и время не оправдывают себя. Если сотрудник представляет ценность, как профессионал, попробуйте пригласить коуча или психолога для улучшения положения.

Вред от токсичных сотрудников
Эффективная работа с токсичными работниками сэкономит организации значительные средства и ресурсы. Потому что влияние их на коллектив огромно:
• Работающие в «ядовитой» среде сотрудники показывают более низкую производительность.
• Наиболее эмоционально ранимые коллеги стараются проводить меньше времени на работе, дабы минимизировать получаемый стресс.
• Негативное влияние на других сказывается напряженным микроклиматом в команде, что приводит к конфликтам между другими работниками и даже с клиентами.
• Компания рискует потерять сотрудников, которые не желают продолжать работать в неприятном окружении и терпеть хамское, неуважительное обращение.
• Из-за одного не лояльного сотрудника корпоративная культура, выстраиваемая с любовью годами, может сильно пострадать.

Пробуйте находить подходы и методы к токсичным сотрудникам, не забывая в первую очередь о поддержке находящихся с ними «жертв». Помните, что по большому счету серьезно изменить себя в состоянии только сам человек. Дестабилизация командного духа на одной чаше весов, и профессионализм токсичного работника - на другой: нередко на практике «игра не стоит свеч».

Не позволяйте разрушить добрые традиции, высокую вовлеченность и комфортную атмосферу в коллективе одному злобному элементу, которого иногда проще удалить, как ненужный сорняк в цветущем саду.

Статья была опубликована с журнале "Кадровая служба", № 1, 2021.

А часто ли вам попадались подобные досаждающие всем сотрудники?

hr, #токсичныйсотрудник, Мои статьи, #управлениеперсоналом

Previous post Next post
Up