Как систематизировать свой опыт

Sep 17, 2014 15:38

Originally posted by miumau at Как систематизировать свой опыт
Здравствуйте, Яна!
Спасибо Вам огромное за Ваш блог и мудрость, которой Вы постоянно делитесь!
Читаю Вас уже несколько лет и не устаю восхищаться Вами, Вашим стилем жизни и вообще всем,что Вы делаете.

Буду благодарна, если Вы сможете уделить внимание моему вопросу, хотя он не супер сложный или важный.
На Вашей последней встрече в Москве Вы обмолвились,что первые Ваши книги получились из записей, которые Вы вели для себя.
Что дома Вас приучили систематизировать свой опыт, раскладывать пережитое по полочками и подводить итоги.
Есть ли у Вас какая-то специальная система такого "подведения итогов"?



У меня с этим все как-то совсем сложно. Вот я заканчиваю проект и при этом его финальная часть как-то всегда размазана и не зафиксирована что ли.
То есть присутствует какое-то обесценивание и себя, и проекта - всё,это сделали, теперь переходим к другим задачам, а про то,что сделали и чего добились уже и не вспоминаем. В последнее время всё чаще прихожу к выводу,что вот эта финальная часть любого проекта так же важна и для процесса, и для самого исполнителя.
Приведу личный пример- пару лет назад я закончила довольно хороший университет за границей. Учеба далась мне очень тяжело, так как была на английском и плюс мне надо было все 4 года работать, чтобы и себя содержать, и платить за эту учебу. В итоге, все я замечательно закончила, но по объективным причинам на смогла поехать на церемонию вручения дипломов. И никакой вечеринки по поводу окончанияя университета не устроила и, вообще, никак для себя вот этот момент "завершения супер проекта последних 4 лет" не обозначила. И, видимо, поскольку сама я об этом никому особо "не кричала" никто из близких и друзей тоже меня особо не поздравлял, и всё это дело прошло как-то, и само собой замялось и забылось. Теперь 2 года спустя было бы странно устраивать вечеринку по поводу окончания универстита, да и в жизни много всего другого происходит :)
То есть я вот вижу, например, только пару вариантов "подбить итоги"- либо устроить вееринку и "обмыть" завершение какого-то проекта с друзьями и причастыми. Но при всей любви к друзям, этот вариант не всегда подходит - не всем и не со всеми иногда можно или хочется поделиться. Какие-то проекты особенны только для меня лично и подведение итога важно только мне.
Либо записать весь опыт- проект куда-то себе ( в блог, дневник). Думаю,что как раз блоги выполняют эту функцию частично. Но тоже ведь должна быть какая-то система? Просто описывать весь процесс с самого начала?
Я ни в коем случае не жду от Вас рецепта "10 шагов подвести итоги любого проекта и стать счастливым". Мне было бы очень интересно узнать как Вы подводите итоги -когда только для себя лично, когда с семьёй или друзями. И если кто-то из Ваших читателей поделиться своими методами, то тоже будет очень интересно почитать.

Спасибо Вам огромное еще раз!
Буду очень рада,если у Вас получиться ответить на мой вопрос :)

Всего Вам самого хорошего!
К.

***

Здравствуйте!

Во-первых - подбить под чем-то итоги можно и через какое-то длительное время. Мой опыт показал, что некоторые вещами так отступают на задний план. что. например. года через три уже бесполезно подводить итоги, потому что уже слишком много всего "проехало", а вот другие - вполне интересно обсудить и через 4 года, и через 7. *Особенно, если сама история длилась долго, плюс послетствия как-то были видны или развивилсь еще годами). Так что про некоторые вещи совсем не поздно написать сейчас, если вам это важно. напишите пост, или статью, или что-то, начав с того, что " 2года назад я окончила учебу - с тех пор произошло то и это, выводы можно делать такие".

В остальном - я думаю, сколько на свете людей, столько у них способов перерабатывать свой опыт. Кто-то хочет в конце проекта напиться и забыть про него. кому-то хочется писать о пережитом. Кто-то анализирует результаты и записывает. Потмо анализирует свои мысли по поводу того же проекта через годы, сравнивает с ощущениями пару лет назад.

Это вы должны решить, как вам хочется, и как вам это важно делать. И в целом подбивание итогов обычно занимает совсем немного времени. Пожтому, если вы не уверены, какой способ вам подходит - вы можете параллельно пробовать хоть 10"

Я люблю, закончив какой-то проект, или прожив какую-то очередную фазу в жизни какого-то проекта, сесть и обсудить его с теми, кто был вовлечен. если это бизнес - то с теми. кто вместе со мной этот бизнес делал. кто помогал, видел как я делала, давал советы.
Можно задавать себе (и другим) прямые вопросы: "Что было самым удачным? Мы знаем, как мы это сделали? Какая в этом доля везения? Получится ли это повторить? Можно ли в следующий раз сделать еще лучше?" и конечно в другую сторону - тоже важно? "Что было самое плохое? Почему так получилось? Можно ли было этого избежать? Даже если в случившемся - большая доля обычного невезения - можно ли было как-то лучше подготовиться к такому стихийному бедствию? Какой из факторов, который мы создали себе сами, лльше всего нам повредил, когда случилась эта беда? Можно ли на будущее как-то это делать иначе, чтобы у нас не было таких уязвимых мест?"

Собственно, книга "Дневник дизайнера-маньяка" - результат таких вот обсуждений. И она хорошо показывает, что наломаешь в одном проекте дров одним способом, разберешь все, найдешь все ответы, приготовишься, а потом, в следующий раз, все развалится по новой причине. И так это может случиться 30 раз подряд в первом издании было 34 главы - и это были 34 истории про то, каким еще новым и интересным способом можно испортить проект, и ощущения от проекта. И с тех пор, как я написала эту книгу, мир показал мне еще тысячу путей, как можно все сделать неправильно. :-)

Но все равно - некоторые вещи повторяются, и по мере набирания опыта, появляются трагедии, с которыми мы сталкиваемся не в первый раз. И когда возникает что-то знакомое, нам уже легче - тут мы "плавали и знаем".

Некоторые прямо пишут список: "Лучшие вещи в этом проекте" и "Худшие".
Другие пишут рассказ или статью. Третьи создают отдельный проект - например рисуют смешные комиксы про то, что они в том самом проекте пережили.

Многие люди ведут свои собственные списки вроде "Мое вдохновение года" и "Мое самое интересное знакомство года" или "Лучшее (Худшее) что со мной в этом году было".

Можно такие списки вести хоть каждую неделю - это, кстати, может оказаться очень интересным. Что у вас за прошлую неделю было хорошего? А что - плохого? Что оказалось ключевым переживанием недели? Отведита под это в свеом дневнике одну строчку, и делайте выводы - сначала раз в неделю, потм в месяц. Потом останется выбрать - что было самым важным, радостным, страшным, интересным, вдохновительным - за год?

Или можно еще подводить опыт нелинейно. Например я в свое время выпустила книгу "12 времен года", где есть всякие хорошие и плохие времена, и можно самовыражаться в той части книги, которая вам как раз подходит по духу. А потом можно листать всю книгу целиком, и смотреть - чего у вас было много, что заполнено мало, для сего место уже кончается. Какие страхи вас мучили 2 года назад, или о чем вы рыдали прошлым летом.

http://miu-mau.net/book/12_seasons

В общем - подводите итоги, как вам нравится! Правил нет - вы их себе придумаете сами!

Можно посмотреть, как описывают свой опыт другие, например многие иллюстраторы или блогеры публикуют какие-то отчеты в разных формах.

Или вот читатели нам сейчас расскажут, как они это делают.

Previous post Next post
Up