Ненасильственное общение

Sep 01, 2014 15:27

Оригинал взят у snowleo_hatula в Ненасильственное общение
Заказала в библиотеке книгу Маршалла Розенберга "Ненасильственное общение. Язык жизни" и с первых страниц была очень удивлена: оказывается, я это давно знала и даже использовала в жизни. Но я не знала откуда это и была рада получить более полную информацию.

Автор предлагает очень простую схему, действуя по которой человек с большой вероятностью будет услышан. Я проверила это множество раз и могу сказать, что это правда.
Вот схема ненасильственного общения:

1. Сказать о том, что ты наблюдаешь.
2. Сообщить о своих чувствах.
3. Сказать, какая у тебя потребность.
4. Сформулировать и сказать просьбу.

На деле все не так просто.
Вначале надо уметь отличать то, что ты наблюдаешь, от собственных суждений. Без тренировки не получается. Мы все выросли в мире моралистических суждений и надо еще научиться наблюдать факты без немедленно вынесенного вердикта о том, что хорошо, что плохо, кто прав и кто виноват.

Второе еще сложнее. Тут надо уметь понимать, что ты чувствуешь, уметь это называть и не путать чувства с мыслями. Нас не учили этому в детстве и у большинства из нас банально слишком бедный словарь для того, что бы легко говорить о чувствах. Лично я когда-то столкнулась у тем, что не умела ясно понимать, что я чувствую. Мне понадобилось 2 года, чтобы научиться не впадать в ступор от вопроса "что ты сейчас чувствуешь", а медленно, но все-таки находить и называть свои чувства.
А надо еще и уметь брать на себя ответственность за свои чувства. То есть, уметь четко сказать не просто о наличии конкретного чувства, но и о том, что ты сам активен: ты чувствуешь, а не кто-то вызывает у тебя чувства. Другие могут быть стимулом для наших чувств, но никогда - причиной.

Если вы получили неприятное известие, у вас есть четыре варианта реакции:
1. Во всем обвинить себя. Испытать вину, стыд или впасть в депрессию.
2. Во всем обвинить других. Злиться или обижаться.
3. Обратить внимание на свои собственные чувства и нужды.
Обиженным и разозленным это кажется лишним. Но именно обращение к своим чувствам и к настоящей потребности полностью перенаправляет внутреннюю энергию: вместо того, чтобы упираться в препятствие, она наконец-то начинает двигаться к цели.
4. Понять чувства и потребности других.

Часто человек активно против того, чтобы понимать чувства других. Потому что у него нет четкой границы ответственности за чувства. Он считает себя ответственным за чувства других. Любое соприкосновение с болью другого обязывает такого человека к действиям. Розенберг называет это "эмоциональным рабством". И первый шаг из этого рабства - злость. Когда человек находится на пути освобождения, он начинает выдавать реакции злости там, где прежде отказывался от своих нужд в угоду другим. Это происходит со всеми, кто проходит психотерапию. Я даже встречала резко негативное отношение к психотерапии, потому что "все, кто идет на нее, становятся злыми и грубыми". :) К счастью, Розенберг пишет и я на себе это проверила: это только стадия. Потом приходит чувство свободы: ты научаешься отличать свои чувства от чувств других и отвечать только за свои. А другим сочувствуешь. И помогаешь из сострадания, а не из чувства вины, стыда или из страха.

Говорить о своих чувствах нужно для того, чтобы самому их лучше понимать и чтобы дать возможность другому понять тебя. За чувством всегда лежит потребность. Или можно сказать так: потребность становится причиной чувства. Если потребность реализована - чувство приятное. Не реализована - неприятное. Ясно понимать свои потребности и так же ясно говорить о них - обязательное условие для внятной коммуникации. Довольно трагична жизнь людей, которые верят, что кто-то другой поймет, что им надо и даст им это.

Формулирование просьбы - отдельное искусство. Например, нужно научиться использовать позитивные высказывания. То есть, говорить, что ты хочешь, чтобы другой человек делал, а не то, что ты хочешь, чтобы он не делал. Говорить о конкретных действиях, а не о чем-то общем.

Как видите, целая наука. :) Пока я читала книгу, я поняла, что для меня сообщение о своей потребности и запрос до сих пор сливались в одно. Могу сказать, что если вы до третьего вопроса доходите, вам уже в подавляющем большинстве случаев идут на встречу. Но я собираюсь научиться четко и ясно формулировать свой запрос. А еще я впервые заметила, что я не помогаю другим внятно высказываться. Поняла, что надо помогать.
Previous post Next post
Up