Бодхидхарма

Feb 16, 2011 20:08

Тексты Тхиен(дзен)  







Буддизм пришел в Китай 2000 лет назад. Уже в 65 г. н. э. сообщалось о коммуне буддистских монахов живших под королевским покровительством в северной части провинции Кяньгсу, неподалеку от места рождения Конфуция, так что первые монахи прибыли туда, очевидно, лет на сто ранее. С тех пор десятки тысяч монахов из Индии и Центральной Азии приходили в Китай по суше и по морю, но среди тех, кто принес учение Будды в Китай, ничье влияние нельзя сравнить с влиянием оказанным Бодхидхармой.
При жизни никому не известный кроме нескольких учеников, Бодхидхарма является Патриархом для миллионов дзен-буддистов и учеников кунг-фу. Он является так же объектом множества легенд. Считается, что помимо Дзен и кунг-фу Бодхидхарма принес в Китай и чай. Что бы не засыпать во время медитаций, он обрезал себе веки, и там, где они упали, выросли чайные кусты. С тех пор чай стал напитком не только монахов, но и всех на Востоке. Верный этой традиции, художники неизменно наделяют Бодхидхарму выпуклыми глазами, лишенными век.

Как это часто бывает с легендами, факты невозможно отделить от вымысла. Даты его жизни неопределенны; я даже знаю ни одного ученого, который вообще сомневается в том, что Бодхидхарма вообще существовал. Тем не менее, рискуя писать о человеке, которого никогда не было, я набросал примерную биографию, основываясь на самых ранних рукописях и на некоторых догадках, что бы дать фон тем проповедям, которые приписываются ему.

Бодхидхарма родился около 440 г. в Канчи, столице Южно-Индийского царства Паллава. Он был брамином по происхождению и третьим сыном короля Симхавармана. Еще в молодости он обратился в буддизм и позднее получил наставления от Праджнятары, которого отец пригласил из древнего центра буддизма Магадхи. Именно Праджнятара велел Бодхидхарме отправиться в Китай. Поскольку традиционный наземный путь был перекрыт гуннами, и поскольку Паллава имела торговый связи со всей Восточной Азией, Бодхидхарма отплыл на корабле из ближайшего порта Махабаллипурам. После трехлетнего путешествия по берегам Индии и Малайского полуострова, он в конце концов прибыл в Китай в 475 г.


В то время страна была разделена на династии Северный Вэй и Лю Сунг. Раздел Китая на ряд северных и южных династий начался в начале третьего века и продолжался пока страна не была объединена под династией Сюи в конце шестого века. Именно в этот период разъединения и междоусобных раздоров индийской Буддизм развился в китайский Буддизм, где на севере основное внимание уделялось медитации и магии, а на более интеллектуальном юге предпочитали философские дискуссии и интуитивное понимание основ.

Когда Бодхидхарма пришел в Китай, там уже было около 2 000 храмов и 36 000 верующих на Юге. На Севере по переписи 477 г. насчитывалось 65 000 храмов и около 80 000 прихожан. Менее 50 лет спустя была проведена еще одна перепись, которая показала на Севере 30 000 храмов и 2 000 000 прихожан, то есть примерно 5% населения. Сюда, разумеется, входило много людей, который старались избежать налогов и воинской повинности, или искали защиты церкви по иным, не религиозным соображениям. Однако, ясно, что Буддизм получил распространение среди простого народа к северу от Янцзы. На Юге он, в основном, оставался религией образованной элиты вплоть до шестого века.

После прибытия в порт Нахай , Бодхидхарма, вероятно, посетил буддистские центры на Юге и начал учить Китайский язык, если, конечно, он не сделал этого ранее по пути из Индии. Согласно книге Тао-Юаня «Трансмиссия Лампы», законченной в 1002 г., Бодхидхарма прибыл на Юг в конце 520 годов и был приглашен в столицу Ченьканг на аудиенцию к императору Ву из династии Лянг, преемника Лю Сунга. Во время этой беседы император спросил о заслугах получаемых за выполнение религиозных работ и Бодхидхарма ответил доктриной пустоты. Император не понял ответа и Бодхидхарма ушел. Однако самые ранние источники не упоминают о такой встрече.

Во всяком случае Бодхидхарма переправился через Янцзы, согласно легенде - на пустом тростнике, и поселился на Севере. Сначала он остановился неподалеку от столицы Северного Вэя, Пингченя. В 494 г., когда император Хсяо-Вэн перенес свою столицу на Юг, в Лоянь на северном берегу реки Ло, большинство монахов, живших в окрестностях Пингченя, переехали тоже, и Бодхидхарма, возможно был среди них. Согласно книге Тао-Хсуяня «Жизнеописания примерных монахов», первая часть которой была написана в 645 г., Бодхидхарма принял монашество под именем Шень-Фу. Когда столица переместилась в Лоянь, Бодхидхарма переехал на Юг. Поскольку для посвящения требуется трехлетнее послушничество, Бодхидхарма, видимо уже находился на Севере к 490 г. и достаточно хорошо к тому времени говорил на китайском.





























Продолжение: www.tamqui.com/buddhaworld/%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B8%D0%B4%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0

тхиен, martial arts, боевые искусства, буддизм, Бодхидхарма, чай, дзен

Previous post Next post
Up