Ошибка резидента

Mar 29, 2012 09:00



История про феникса, Адама, шпионаж, Великую княжну и

А для меня эта история началась несколько лет назад в дождливый день на окраине Осаки.   
Автобус остановился на перекрестке, и я с удивлением обнаружила, что размытый пейзаж за окном вдруг сменил цвет с уныло-серого на сиренево-голубой, а к стеклу прижалось огромное соцветие



На глицинию, часто украшающую открытки с гейшами и стены английских коттеджей, эта штука походила, примерно, как яхта на авианосец. Возле дороги стояло высокое дерево с крупными цветами, мощным стволом и большими листьями.
Вскоре я выяснила, что эта самая «кири» известна в Европе под именем павловнии и распрекрасно произрастает, к примеру, в Киеве.

Конечно, она не могла не обрасти красивыми легендами.


Если Геродот поведал миру, где сгорает и возрождается Феникс, зато в Китае точно знали, где он гнездится.
В ветвях павловнии.
Рассказывают также, что когда Адама выгоняли из Рая, он прихватил с собой семечко, чтобы наслаждаться ее красотой даже в изгнании.
(Согласно менее романтичной версии, именно из больших мягких листьев этого дерева Адам и Ева сочинили себе первые одежды)

А в Японии говорили, что можно посадить деревце в день рождения дочери, чтобы к ее свадьбе сделать сундук для приданого.
Действительно, растет павловния очень быстро. К тому же, ее древесина легкая, почти не гниет и не поражается древоточцами, она хороший медонос… то есть, со всех сторон полезное растение. Да еще умопомрачительно красивое.
Не удивительно, что из нее делали все: балки, обувь, шкафы, музыкальные инструменты…
Видимо из-за этой ее практической ценности, павловния куда реже становилась объектом поэтического поклонения, чем, например, сакура или глициния.

Молодая павлония!
Три листка облетят -
Донага разденется.
(Бонтё)

К исключениям из этого печального правила можно также отнести, сборник Китахара Хакусю “Цветы павлонии” (1913)

В мезонине сижу,
любуюсь листвою павлоний, -
а внизу под дождем
одинокая, немолодая
по панели бредет горожанка.

Зато в японской геральдике павловния заняла достойное место. Герб с ее изображением был знаком Минамото, а в настоящее время является эмблемой премьер-министра.


Однако долгое время павловния не попадала в поле зрения ученых.

Вот тут и появляется в нашей истории молодой офицер Филипп фон Зибольт.
По происхождению он был немец, по образованию - врач, и состоял на службе у голландской торговой компании.
Надо сказать, что в то время Япония все еще оставалась закрытой страной. Европейцам, за исключением голландцев, въезд туда был запрещен (сказывался печальный опыт общения с иезуитами), да и тех старались не пускать дальше Нагасаки.
В 1823 году, получив назначение в эту далекую экзотическую страну, Зибольт привез с собой не только лекарства, но и электрическую машину (не спрашивайте, что это была за модель), гальванический аппарат и воздушный насос. Любознательные японцы по достоинству оценили чудеса западной техники. Взамен они привозили Зибольту образцы минералов, флоры и фауны.
Он оказался хорошим врачом, и вскоре стал получать приглашения влиятельных семейств, хорошо изучил язык и местные традиции, женился на японке... и начал выполнять щекотливые дипломатические поручения голландских властей.
Ему даже удалось переехать в столицу, но именно в Эдо Штирлица поджидал громкий провал. Он приобрел подробную карту японских островов, а это уже не могло сойти за безобидный интерес ученого-натуралиста. Учитывая прошлые заслуги, Зибольта попросту выслали из страны, под страхом смерти запретив ступать на берега Японии.


Зато в Европе его достижения оценили высоко. Зибольт получил звание полковника, дворянский титул, женился на дочери барона и смог всецело посвятить себя научной деятельности. Его труды о географии, флоре и фауне японских островов принесли ему широкую известность, Академии разных стран признали его своим почетным членом.
Именно тогда, он опубликовал первое научное описание этого дерева.
Зибольт назвал ее в честь королевы Нидерландов - красавицы Анны Павловны, сестры императора Александра I. Первоначально он намеревался назвать ее Anna, но оказалось, некий предприимчивый ботаник, уже использовал это название.
Зибольт ошибочно принял русское отчество за второе имя Великой княжны. Так деревце стало павловнией (Paulownia).


Зибольт так и не смог забыть изгнавшую его страну. Узнав, что русское правительство планирует отправить экспедицию в Японию, он отправился в Петербург, предложив свои услуги в качестве консультанта.
Миссия адмирала Путятина привела к подписанию Симодского трактата (того самого, на который ссылается Япония, требуя возвращения северных территорий), а в 1859 Зибольт, получив прощение, вернулся в страну.

Теперь он верой и правдой служил японскому правительству, консультируя его относительно западных традиций и цен на европейских рынках. Зибольт вернулся в Германию лишь в 1862 году, за четыре года до смерти.


этой павловнии всего 4 дня,  надеюсь, она вырастет красивой   


.

Previous post Next post
Up