Краснодар
Раздел «История Кубани» http://www.kubanoved.kubannet.ru/«День памяти жертв Холокоста» (СОШ №3)
Автор: Лоскутова С. И.
План проведения
- Организационный момент: подготовка и оформления выставки книг о Великой Отечественной войне;
- Оформление рефератов;
- Подготовка журналистов (вопросники).
- Начало мероприятия : вступительное слово учителя.
- Холокост на территории России.
- Холокост на Кубани.
- Роль и значение толерантности в жизни современного человека.
27 января
В 33 странах мира - участников ОБСЕ была установлена дата проведения Дня памяти жертв Холокоста.
«Холокост» - это слово из греческого языка, означающая «Жертва всесожжения».
Нацисты пришедшие к власти в Германии в январе 1933 г. Считали, что имеют расовое превосходство над другими народами, что евреи «не достойны жить». На 60 заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 г. приняла решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста и призвало государства-участники разработать образовательные программы, направленные на сохранение памяти этой трагедии для следующих поколений.
Передать эстафету памяти !
При проведении Дня памяти жертв Холокоста ставятся следующие задачи:
- Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них;
- Признание того, что Холокост стал поражением всех стран, которые на прямую участвовали в нем;
- Получение новых знаний об историческом наследии в данной области края и регионов;
- Осознание опасности, которую несет существование радикальных, экстремистских движений и тоталитарных режимов;
- Привлечение внимания к другим формам геноцида;
- Формирование уважительного отношения к правам человека, правам меньшинств;
- Повышение уровня личной ответственности каждого гражданина демократического общества;
Работа журналистов
- Как Вы думаете - что такое толерантность?
- Какую роль сыграл фашизм в истории человечества?
- Приведите примеры (фильмы, книги, людей), где Вы впервые познакомились с понятием геноцид?
- Как Вы считаете - нужно ли поднимать данную тему на уроках истории, обществознания, кубановедения?
Показ фильмов В. Чухрая «Дети из бездны».
Обсуждение фильма.
- Факты.
- Понятийный аппарат.
- Толерантность (нравственные основы).
- Мировоззренческие взгляды.
Принципы методики преподавания темы:
- Поддержка высокого эмоционального фона.
- Опора на дополнительную базу.
- Наглядность при рассмотрении фактов (расстрелы, дневники, гетто).
- Сочетание репродуктивных и оценочных заданий.
Холокост на территории Кубани
Источник : Екатеринодар - Краснодар 1793 - 1993 гг., стр.596
В декабре, по указанию оккупационных властей и зам. Бургомистра Краснодара В. Н. Петрова городские районные управы составили три списка жителей города. В списке № 1 регистрировали тех, кто проживал в городе с довоенного периода, за исключением коммунистов и евреев, партизан, красноармейцев и других политически «неблагонадежных».
В список № 2 вносили поселившихся в Краснодаре после начала войны, но опять же за исключением «неблагонадежных», которые учитывались в особом третьем списке. Третий список не оглашался - занесенные в него люди подлежали аресту и уничтожению. Этим занимались зондеркоманда СС 10-А, оперативная группа «Д» действовала совместно с 17 немецкой армией генерал-полковника Гуоффа, уничтожали Советских патриотов, выявляли репрессированных и еврейское население. Руководил особой командой оберштурмбанфюрер СС Курт Крисман (ул. Орджоникидзе и Седина), подвалы гестапо были забиты схваченными, их вывозили на расстрелы, грузили в душегубки.
Источник Судьба фашизма ХХ век; надо помнить. Краснодар 2005 г. стр. 12, стр. 26, стр. 32, стр. 33.
27 марта 1943 г. создана краевая Чрезвычайная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории Краснодарского края (работала по март 1949г.).
В первых числах августа 1942 г. Штейнгардский район Краснодарского края оккупирован немецко-фашистскими войсками. Все граждане еврейского происхождения должны явиться к начальнику района Адаму Рейху со своими семьями для регистрации, им дают право на труд. После этого 57 человек привели на окраину хутора, здесь они должны жить и работать: питались плохо, их били плетьми, плевали в лицо.
15 октября 1942 г. в 10час. утра прибыли два гитлеровских офицера. Мужчинам дали лопаты и заставили копать могилу. Очевидцы рассказывали, что было жутко смотреть, всех расстреливали из винтовок. Комиссия по расследованию отмечает, что из могилы были слышны человеческие стоны.
Станица Ильская, 1 апреля 1943 г. На окраине станицы найдены огромные ямы залитые водой, в которых лежало 57 зверски замученных граждан. У обреченных были обожжены паяльными лампами лицо, руки и ноги. В одной из ям были обнаружены еврейские семьи, преимущественно женщины и дети. Жители станицы Каниболотской Анна Сайко и Ефросинья Митрофаненко рассказывали: «…мы работали в общественном саду, вдруг услышали гул машины. Черная автомашина, крик, визг, затем глухие выстрелы. Второй рейс - тоже самое». Специальная комиссия, представители райздравотдела установила, что все 48 тел относились к еврейской национальности.
ВЫВОДЫ
- Молодому поколению необходимо помнить о преступлениях фашизма.
- Цель данного дня памяти чтобы мы не стали жертвами, палачами, равнодушными наблюдателями.
- Творческая работа учащихся (рефераты, рисунки, стихи).
================================================
С коммьюнити Krasnodar вышел на замечательный сайт "Кубановедение".
http://www.kubanoved.kubannet.ru/ Масса материала, подготовленного кубанскими учеными и педагогами о своей Малой Родине.
История, фольклор, география, экология, литература и т.д и т.п.
Я от всей этой кубанской жизни, честно говоря, тащусь как удав от дихлофоса. Страшно всё понравилось, скачал массу материалов по истории переселения Черноморского казачества на Кубань, истории Екатеринодара/Краснодара.
Но сюда решил запостить про Холокост. Почему - сами догадайтесь.