Умер Пётр Сергеевич Вельяминов.

Jun 15, 2009 11:28



Петр Вельяминов: Все хотели расцеловать Захара!
Светлана Мазурова "Российская газета" 7 декабря 2006 г.

80 лет исполняется всенародно любимому актеру, сыгравшему Захара Большакова, председателя колхоза в знаменитом многосерийном телефильме "Тени исчезают в полдень", Поликарпа Кружилина, секретаря райкома в "Вечном зове", командира подводной лодки в "Командире счастливой "Щуки". Зрителям полюбились "Иванов катер", "Сладкая женщина", "Пираты XX века", "Возвращение резидента" и многие-многие другие фильмы с его участием.
... Российская газета: Хорошо выглядите, Петр Сергеевич. Больше шестидесяти вам не дашь, честное слово.
Петр Вельяминов: Да не надо мне еще столько - шестьдесят! (Смеется).
... РГ: Говорят, артисты редко дружат со своими коллегами. Зависть, ревность...
Вельяминов: Это неправда. Может быть, у кого-то и так. Я люблю свою профессию. Меня Господь наградил одним достоинством: я никому не завидую, знаю, чем и как достается успех моим коллегам.
РГ: Как будете отмечать юбилей?
Вельяминов: Проснусь, оденусь, позавтракаю и буду смотреть, что дальше. А вечером даю бал. Будем танцевать, веселиться. Буду разговаривать с теми, кого приглашал - вот, ребята, случилась такая штука - уже 80! Я этого не ожидал, даже не верится, что произошло. Еще мальчишкой мечтал: дожить бы до 2000 года, когда сменится тысячелетие, что тогда будет? А была жизнь. Цифра серьезная. Пройти через 9 лет лагерей, через войну, остаться живым... Нужно жить просто, принимать свои ошибки и понимать, что ты не всегда прав, поступая так или эдак, просить прощения и любить.
... Как артист, я вырос в театре, больше 150 ролей сыграл. Много лет работал в небольших театрах, нестоличных: Абакан, Тюмень, Дзержинск, Новочеркасск, Чебоксары, Иваново, Пермь, Свердловск. У меня бывало по 12 премьер в год! Роли были хорошие, почти все - главные.
РГ: А почему переезжали из одного города в другой, меняли театры?
Вельяминов: Я был совершенно независим. Если казалось, что мне плохо или хочется чего-то другого - искал этого другого, благо, меня приглашал один театр за другим. Сначала казалось, что режиссер, с которым начинал работать, интересный. А потом, когда возникали творческие претензии (мои собственные), - уезжал. И к Москве хотелось быть ближе. Дошел до "Современника". Галина Волчек позвала меня после кинопробы у ее отца, режиссера Бориса Волчека, в "Командире счастливой "Щуки".
РГ: Когда телевидение показало "Тени исчезали в полдень", как вы переживали свалившуюся сумасшедшую популярность?
Вельяминов: Я принял ее достойно. (Смеется). Не понимал, что произошло. Мне казалось, что этого просто не может быть! Когда прошла третья серия "Теней", мне телефон оборвали! При встрече все лезли целоваться: "Захарушка наш дорогой!" Вдруг стали говорить, какой я замечательный артист, а Леонид Марков, талантливый актер, сказал, что я научил Москву, как нужно играть в кино. Конечно, это были комплименты. Хотя у нас и во время съемок была уверенность, что получилось.
... Как-то приехали на премьеру фильма "Тени исчезают в полдень" во Францию, были на экскурсии в Версале. Роскошный дворец, спальня Людовика XIV. Рядом с нами болгарская группа. Вдруг ко мне бросаются целоваться люди: "Захар Большаков!" Удивительно... Или когда секретарь обкома Кемеровской области, собрав свой огромный аппарат, сказал: "Вот коммунист, с которого надо брать пример!" Хотя в партии я никогда не состоял, меня все время "придерживали" из-за моей анкеты...

=============================

Петр Сергеевич Вельяминов принадлежал к старинному боярскому роду. Среди его предков много знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга - короля Хакона II. Его предок был тысяцким ещё у Ивана Васильевича Третьего. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича - Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов, - известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед Отечеством поставили памятник на Волковом кладбище.

Надо сказать, подлинный, глубинный аристократизм Петра Сергеевича чувствовался буквально в каждой его роли. Не припомню ни одной, где бы герой Вельяминова выглядел низким, подлым, малодушным человеком. Не припомню ни одного недостойного фильма, в котором бы снимался Вельяминов.

По-видимому, режиссёры подсознательно понимали, что на такие роли и в такие фильмы его приглашать - пустое дело...

Мне видится особо значимым тот факт, что человека столь высокого аристократического происхождения, ведущего свой род от норвежского короля, называли "коммунистом, с которого надо брать пример".

Значит, при всех пороках ушедшей советской эпохи в обществе не умирал правильный идеал человека, и что общество тянулось душой именно к этому идеалу, хоть и приходилось называть такого человека "коммунистом".

Светлая ему память.

Вельяминов, искусство, элита

Previous post Next post
Up