2008-01-08
Эссе Ее Императорского Высочества для журнала «Российская Федерация сегодня» Тема номера: «Время Ельцина и время Путина»
Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна: Россия идет по пути возрождения
http://www.imperialhouse.ru/rus/dynastynews/news/2008/792.html С момента освобождения России от коммунистического режима прошло 16 лет. Этот период делится на две равные по времени части: 8 лет президентства Б. Ельцина и 8 лет президентства В. Путина. Сейчас нередко слышатся заявления, в которых «время Ельцина» и «время Путина» резко противопоставляются. Не думаю, что это справедливо. Различия в методах и в результатах руководства двух президентов, безусловно, существуют. Но правильнее не разделять и противопоставлять, а постараться объективно проанализировать итоги двух восьмилетий, рассматривая их как два первых и очень важных этапа в продолжающемся движении России к возрождению ее традиционных устоев и мировой роли.
Президент Б. Ельцин в начале имел колоссальный кредит народного доверия. С ним связывало свои надежды большинство нашего народа, убедившегося, что коммунистическая власть окончательно завела страну в тупик. Политик столь высокого уровня, не побоявшийся открыто выступить против системы, вознесшей его на верхние этажи власти, вызывал симпатии. К сожалению, и сам Ельцин, и многие соотечественники, уставшие от лжи и мракобесия коммунизма, искренно полагали, что западная модель демократии, перенесенная на российскую почву, станет своего рода волшебной палочкой, которая мгновенно изменит жизнь к лучшему. Политики, пришедшие к власти вместе с Ельциным, жестко порицали большевизм. Но они сами оказались своего рода демократическими и капиталистическими большевиками, потому что, проводя свои реформы, также как и большевики-ленинцы, относились к народу как к массе, над которой можно проводить различные социально-политические эксперименты. Люди очень быстро почувствовали это, и на смену первому воодушевлению пришли гнев, раздражение и протест против новой неправды.
Вспоминаю мои первые визиты на Родину. Было и радостно, и горько одновременно. Радостно потому, что сбылась наша мечта, и мы восстановили связь с Россией. А горько из-за того, что наша великая страна лежала в руинах, как будто война прошла совсем недавно. Всюду царила разруха, нищета, лица людей были мрачными. У большинства отсутствовала даже тень уверенности в завтрашнем дне. Конечно, это была вина не только «команды Ельцина» - им в наследство досталась страна, уже доведенная до глубокого духовного и социального кризиса безбожием, многолетним террором и геноцидом, неконкурентоспособной коммунистической плановой экономикой. Но народ в какой-то момент слишком поверил Ельцину, слишком большие надежды возлагал на новую власть, и тем тяжелее было разочарование.
Говоря о давно минувших временах и отмечая различные недостатки, ошибки и даже преступления, мы нередко говорим: «Но, наверное, это было неизбежно, через это надо было пройти». Гораздо труднее сказать так о событиях, затронувших каждого из нас лично, прошедших непосредственно по нашим судьбам, отнявших у нас что-то, не давших сбыться нашим чаяниям. Объективная оценка нашего времени - удел потомков. Что касается меня, то я уважаю Ельцина потому, что с его именем и с его деятельностью связано избавление России от богоборчества, существенное расширение свободы личности, первые попытки обрести национальную идею на основе традиционных российских ценностей. За это, думаю, Господь простит ему грехи, которых тоже было немало. Ведь и развал великой тысячелетней Российской державы, и обнищание миллионов соотечественников, и резкое ослабление международных позиций России, и многие другие печальные потери тоже связаны с именем Ельцина, и закрывать на это глаза и забывать об этом тоже невозможно.
Народное доверие к В. Путину в начале его правления, тоже широкое и достаточно крепкое, было несколько иного рода, чем первоначальная популярность Б. Ельцина. Эйфории заметно не было, но, несомненно, ощущалась уверенность, что у кормила власти встал молодой энергичный человек, способный изменить положение к лучшему. В этом здравом, взвешенном, и в тоже время оптимистичном отношении и заключается, на мой взгляд, причина того, что к концу своего второго президентского срока В. Путин не утратил популярности.
До революции 1917 г. проникнутая религиозным духом государственная власть, при всех недостатках, которые у нее были, все-таки стремилась к идеалу, основанному на христианских добродетелях - вере, надежде и любви. Правители постреволюционной эпохи, кто-то сознательно, а кто-то, может, и невольно, сделали всё, чтобы уничтожить и веру, и любовь, чтобы полностью вытеснить эти понятия из государственной и политической жизни. Но надежда, иногда ложная и эфемерная, но позволявшая не упасть духом окончательно, оставалась всегда. В 1990-е гг. и она оказалась под угрозой. Президенту В. Путину удалось самое главное - возродить в людях настоящую надежду, что не все потеряно, что Россия остается великой державой, что ее граждане будут жить достойно, что она вернет себе должное место на мировой арене.
Мне не раз приходилось высказывать свое особое мнение или несогласие с некоторыми действиями современной российской власти, и при Б. Ельцине, и при В. Путине. У меня вызывают серьезную обеспокоенность рецидивы тоталитарного прошлого, сохранившиеся в мышлении и практике многих политических сил, в том числе и тех, которые на словах отмежевываются от коммунизма. Меня огорчает, что Православная церковь и другие традиционные вероисповедания, избавившиеся от преследований за веру и проповедь, все еще сталкиваются с препятствиями в своем патриотическом и социальном служении, что их необоснованно пытаются вытеснить из общественной жизни. Коррупция, злоупотребления, бездушие чиновничества, несовершенство судебной системы, отсутствие крепкого среднего слоя, бедность, демографический кризис, нравственное разложение - все эти и другие проблемы далеко не побеждены. И все-таки я верю, что Россия идет по пути возрождения, что она, пусть медленно, но верно, восстанавливает преемственность со всей своей тысячелетней историей. Знаковым явлением стало восстановление единства Русской православной церкви, достигнутое во многом благодаря В. Путину. Развитие национального и гражданского самосознания, ставшее возможным после упразднения тоталитарной марксистской идеологии, в последние годы приобрело новые формы. Слово «РУССКИЙ» перестало произноситься с пренебрежением, что только способствует подлинной дружбе между народами России. И поэтому мне особенно приятно видеть улыбки, вновь появившиеся на лицах соотечественников. Знаю, что большинство из них связывают укрепление Отечества и стабилизацию его экономики с именем В. Путина, и не сомневаюсь, что и после окончания президентского срока ему предстоит играть важную роль в жизни России. И если В. Путину удалось сохранить принцип преемственности и не поддаться соблазну шельмования утратившего популярность предшественника, то еще проще будет обеспечить преемственность курса сейчас, когда уходящий президент пользуется народной поддержкой и в любом случае останется в числе лидеров. Самое главное, чтобы это была преемственность курса национально ориентированных реформ и чтобы следующий этап жизни России ознаменовался укреплением Веры, торжеством справедливости, ростом благосостояния и сохранением величайшей человеческой ценности - свободы личности.
(Опубликовано с незначительными сокращениями: Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна Романова. Россия идет по пути возрождения // Российская Федерация сегодня, 2007, декабрь, № 24. - С. 31)