Реформа здравоохранения: 9 лет спустя

Jul 25, 2019 11:42

                  В следующем году завершится первая декада проведения в России реформы здравоохранения. В преддверии этой круглой даты РАПСИ ( Российское агенство правовой и судебной информации) подводит ее предварительные итоги.
                 По мнению РАПСИ причина негатива со стороны существенного числа представителей старшего поколения к последствиям оптимизации во многом заключается, возможно, в том, что они оценивают их исходя из норм предыдущей, советской Конституции. Однако посыл действующего закона при кажущейся схожести отличается кардинально.


Доступность медпомощи
              По данным последней проверки Счетной палаты на эту тему, проводившейся в 2015 году, в 17 тысячах населенных пунктах не было никакой медицинской инфраструктуры. Среди них 11 тысяч поселений удалены на 20 км и более от ближайшего врача, причем жители трети из них еще и не имели возможности доступа к нему на общественном транспорте.
             Исходя из того, что за прошедшие с тех пор годы суммарное количество больниц и коек только сократилось, масштаб раскрытой Счетной палатой проблемы вряд ли сильно уменьшился.

Медицинское образование
             Проблему дифицита кадров может дать снятие возрастных ограничений для программы «Земский доктор». Подъемные для врачей (в рамках целевого распределения, о котором говорилось в предыдущей главе) составят, согласно планам президента, 1 миллион рублей, для фельдшеров - полмиллиона рублей.
             Сами медики говорят, что в прошлом десятилетии с нетерпением ожидали реформу, надеясь, что она начнется с изменений в медицинском образовании.
Однако произошедшие за эти годы перемены только усугубили ситуацию. В частности, стратегия активного внедрения ставки врача общей практики не поддерживается соответствующим качеством обучения (поскольку отсутствует профильная образовательная программа). По словам врачей, «просто ставят оценки, лекции сбиваются, есть серьезная проблема с переквалификацией».
             Кроме того, это противоречит современному международному тренду, направленному на узкую специализацию врачей. В итоге пренебрежение при составлении плана реформы к потребностям ряда отдельных медицинских отраслей привело к резкому сокращению профильных специалистов, их дефициту и падению уровня медицинского обслуживания.
             В этой связи в декабре прошлого года председатель правительства Дмитрий Медведев отметил, что в России не хватает 22,5 тысячи медиков разных специальностей. По его словам, для решения этой проблемы будет продолжена работа в сфере подготовки и переподготовки врачей.
             Другая проблема, по словам экспертов, состоит в упразднении интернатуры - ранее обязательного этапа подготовки медиков: выпускник вуза год после шести лет обучения теории доучивался год на практике рядом с врачами. Отказ от такой нормы ставит под угрозу не только перспективы врача, но и здоровье пациента. Как отмечают специалисты, при полном отсутствии опыта поставить диагноз за считаные минуты, выделенные на прием, не представляется возможным.


Отсюда вытекает следующая большая проблема реформы.

Врачебные ошибки
              По итогам опроса авторитетных врачей, проведенного несколько месяцев назад в разных российских городах компанией «Этнамед», выяснилось, что только около 20% диагнозов изначально были поставлены абсолютно верно. Еще около 60% нуждались в уточнении, а 20% - совершенно неверны.
              Официальной статистики по этому поводу в России не существует. В указанном опросе участвовали врачи, которые предоставляют экспертное мнение по запросу пациента - когда не удается установить точный диагноз или пациент не уверен в заключении врача.
              По результатам проверок ФОМС, в 2017 году различные нарушения были найдены в 13% историй болезней пациентов.
              Проблема стала настолько очевидной, что год назад Следственный комитет (СК) РФ даже предложил новые статьи Уголовного кодекса, вводящие уголовную ответственность за врачебные ошибки: 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)» и 124.2 «Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи».
              При этом нагрузка на участковых врачей за годы реформы увеличена в несколько раз. Если раньше стандарт был 1700 человек, то сейчас он в некоторых медучреждениях вырос до 3000 человек. При том что раньше число посетителей ограничивалось только кругом людей, прописанных в этом округе. Теперь по полису нерегламентированное число граждан может посещать любую поликлинику, что привело к росту нагрузки на врачей во многих случаях в два раза.

Оптимизация больниц
              Одна из главных причин роста нагрузки на врачей заключается в сокращении числа больниц. Данную тенденцию легко проследить:


Впрочем, само по себе закрытие больниц изначально не являлось проблемой. Ведь одной из первостепенных задач реформы здравоохранения было «повышение качества медицинской помощи на основе повышения деятельности медицинских организаций и их работников». По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, одним из средств для достижения этой цели служит сокращение количества «неэффективных» коек в стране.
               Данная задача реализовывалась настолько уверенно, что к 2017 году Россия по числу больниц начала уступать показателям 1932 года (5962 больницы), за полвека количество медучреждений сократилось почти в три раза. Обеспеченность больничными койками почти в два раза уступала показателям на момент распада СССР.


Стратегия оптимизации медучреждений основывалась на западном опыте, где 70% услуг оказывается амбулаторно, в России же пропорция обратная - таковых было только 30%. Соответственно, сокращение больничных коек, по задумке, должно было увеличить доступность амбулаторной помощи для пациентов.
                 Проблема в том, что в данном случае западный опыт не релевантен нашим условиям, а значит, его нельзя заимствовать напрямую. В России более высокий уровень заболеваемости, чем в Европе, у нас другие климатические условия, соответственно пропорция стационарной и амбулаторной помощи должна существенно отличаться от принятой на Западе.
                 По словам специалистов, оптимизация привела не к автоматическому переходу врачей в поликлиники, как планировалось, а к сокращению узких специалистов.

Коммерциализация медицины
                В условиях дефицита узкоспециализированных профессиональных врачей пациенты вынуждены все чаще обращаться за услугами в частные клиники либо доплачивать за них в государственных (многие медучреждения предлагают населению более быстрое обслуживание при условии оплаты услуг).
                В этой связи еще в 2015 году Счетная палата объявила о происходящем в результате реформы «замещении бесплатной медицинской помощи платной». По данным Росстата, с 2005 по 2014 годы объем платных медицинских услуг населению вырос со 110 до 474 миллиардов рублей в год.
               По данным авторов Стратегии развития здравоохранения РФ, обнародованной в этом году, объем платных медуслуг увеличился к 2017 году до 626,6 миллиарда рублей. Доля платных медуслуг выросла с 2012 по 2017 годы с 16 до 20%.
               Важно отметить, что во многих случаях выбор пациентом платного обслуживания обусловлен не тягой к комфорту, а характером заболеваний.
              Замещение бесплатных медуслуг платными в этом году официально было названо вызовом национальной безопасности.

Лекарства
              Авторы новой Стратегии развития здравоохранения РФ в этом году среди угроз национальной безопасности назвали высокий уровень неинфекционных заболеваний, ВИЧ, гепатитов, туберкулеза, риск возникновения новых инфекций.
              Эксперты Центра экономических и политических реформ, в свою очередь, отмечали пугающий рост числа случаев осложнений при беременности и родах, выявленных новообразований, заболеваний системы кровообращения.


В 2016 году (более свежие данные не публиковались) сообщалось, что государству не хватает на лекарственное обеспечение порядка 45 миллиардов рублей, в результате чего некоторые регионы имели возможность обеспечить льготными препаратами около 10% нуждающихся.
                Даже в Москве, по данным опроса, озвученным президентом «Лиги пациентов» Александром Саверским, порядка 80% людей говорили о проблемах с доступом к лекарствам, еще порядка 40% заявляли, что не могут позволить себе те лекарства, которые выписывает врач. В частности, тяжелые больные часто не могут получить лекарства, которые им положены по закону.
                В это же время, по оценкам экспертов «Сколково», только в 2016 году государство потратило около 70 миллиарда рублей на лекарства с недоказанной эффективностью. Даже в списке жизненно необходимых препаратов в России присутствует много лекарств, нигде в мире не используемых официально в связи с отсутствием необходимых исследований (среди них «Кагоцел» и др.).
               Еще большее беспокойство у специалистов вызывает расширение выпуска дженериков - т.е. копий известных лекарственных средств. Исследования в отношении их действия в нашей стране, как утверждают различные эксперты, до сих пор почти никогда не проводятся (что является нарушением закона), при этом практика показывает, что они далеко не всегда действуют так, же как оригинальные препараты.
              В то же время, согласно официальной статистике, с начала реформы почти вдвое уменьшилось количество недоброкачественных и фальсифицированных средств.

ВЫВОД РАПСИ:
             У реформы здравоохранения на данный момент существует и множество успешных достижений. Уровень профессиональных заболеваний снизился на 23,4% (при дефиците врачей-профпатологов и диагностируемой исследователями недостаточной заинтересованности работодателей в сохранении здоровья сотрудников).
             В 2,3 раза увеличилось число тех, кому оказана высокотехнологичная помощь. Реабилитационных коек стало в 1,7 раза больше.
             Результатом реформы можно считать снижение с 2012 по 2017 годы показателей младенческой смертности - на 35%, материнской - на 23,5%. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 72,7 года, увеличившись на 2,5 года.
             Первый этап реализации новой стратегии закончится к 2021 году, к этому моменту планируется достичь увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет, к 2025 году - до 78 лет.

Читать полностью здесь
Для графиков использованы данные Федеральной службы государственной статистики

доступность медпомощи, реформа здравоохранения, коммерциализация медицины, tamarapradina, врачебные ошибки, оптимизация больниц

Previous post Next post
Up