242-й Федеральный закон, получивший наименование «закон о телемедицине», был принят в России в июле 2017 года и вступил в действие с начала прошлого года. На момент его принятия прозвучало немало оптимистических заявлений по поводу того, насколько новые технологии, позволяющие врачу и пациенту общаться дистанционно, без визита в поликлинику или больницу, облегчат жизнь обеим сторонам. Однако спустя год после вступления «закона о телемедицине» в силу выяснилось, что применяется он не очень широко, а в Самарской области и вовсе за весь 2018 год оказано всего 50 услуг с использованием ТМ-технологий. Такие данные привела в феврале Счетная палата РФ в своем отчете о практике консультирования населения специалистами с использованием возможностей телемедицинских технологий в 2017-2018 гг. Позже эту цифру подтвердили и в министерстве здравоохранения Самарской области.
В областном минздраве
«СО» сообщили, что пока телемедицинские технологии в общении врача с пациентом применяются на базе только двух медицинских учреждений - в Кинель-Черкасской ЦРБ и Самарской городской поликлинике №15. Круг пациентов при этом ограничен страдающими артериальной гипертензией, для которых организован дистанционный периодический мониторинг их состояния. Благодаря этому лечащий врач имеет возможность отследить состояние пациента и при необходимости скорректировать лечение. «Число пациентов, задействованных в данном пилотном проекте, пока невелико - до 10-20 человек в каждом учреждении», - говорят в областном минздраве. Главный врач ГБУЗ «Самарская ГКП №15» Ирина Назаркина утверждает, что на самом деле на дистанционном мониторинге у врачей ее поликлиники находятся уже 82 пациента.
В любом случае пока трудно говорить о дальнейшем развитии ТМ-технологий в Самарской области. В своем ответе по поводу пилотного проекта в двух медучреждениях региона в региональном министерстве подчеркнули: «Эффективность такого подхода будет оцениваться в декабре 2019 года».
Главврачи других медучреждений в основном настроены скептически в вопросе дальнейшего распространения ТМ-технологий. Управляющий партнер группы медицинских компаний «ЕвроМед» Александр Абдин считает, что сектор этого направления «пациент-врач» при высокой доступности медучреждений в регионе не совсем перспективен для развития: «В той же Якутии низкая плотность населения и большие территории, там и весь территориальный фонд ОМС на ТМ-консультирование может уйти».
В то же время развитие телемедицинских технологий для пациентов поддерживают и многочисленные НКО, объединяющие людей с ограниченными возможностями. «Для нас получить услугу даже в поликлинике не так просто, потому что туда надо прежде всего попасть. Телемедицина для нас - вполне перспективный и реальный путь разрешения трудностей и проблем», - заявляет председатель правления организации инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Евгений Печерских. Он указывает на целый ряд вопросов, которые можно было решать дистанционно. Например, оформление различных справок, консультации по поводу подбора и замены лекарств и т.д.
Другое дело, подчеркивает основатель тольяттинского отделения Лиги защитников пациентов Сергей Дьячков, что развитие телемедицины в коммуникации «врач-пациент» не должно подменять собой развитие реальной помощи населению отдаленных сел и деревень. «Передовые технологии не могут существовать в отрыве от строительства инфраструктуры на селе - дорог, медицинских пунктов. Ну какой прок от виртуального обращения больного к врачу, если реальная машина „скорой“ застрянет в грязи?» - говорит Сергей Дьячков. Не должно отменяться и развитие безбарьерной среды для инвалидов и повышение доступности помощи в медицинских учреждениях, добавляют в объединениях маломобильных граждан.
Источник