Из триптиха на тему Апокалипсиса...
Кащей Бессмертный
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926 гг.) - наше национальное достояние в живописи - был известен нашим предкам не только «Тремя богатырями» и «Аленушкой»: есть еще его росписи Владимирского собора в Киеве; его архитектурный проект Третьяковской галереи Москвы и есть его 2-й этап творчества, с 1914 года, который начался после открытия древнерусской иконы в 1901 году. С того времени художник желал углубления в дух и смысл христианства… Он всегда ценил картину Александра Иванова «Явление Христа народу», знал Евангелие и другие Книги Нового Завета, соотносил и свою жизнь с евангельской «нормой». Древнерусская икона показала ему, что это явление на несколько порядков выше, чем любая картина (из письма другу). После «Книга скорби», которая издавалась, по его инициативе в годы I мировой войны, он стал доносить свою тревогу о судьбе России, в связи с большевистским нашествием. И было от чего тревожиться, ведь «наш народ - талантливый, умный, добрый, но бестолковый по отношению к Родине» (из письма Васнецова кому-то из друзей). Из его последующих картин: «Спящая красавица». «Царевна Несмеяна». «Кащей Бессмертный», знаменитый триптих на темы Апокалипсиса и др. …
На картине «Кащей Бессмертный» слева - изъятие церковных ценностей, справа - земные богатства… в глубине - свисающие кандалы. В духе большевизма, с его безбожной властью! И актуально для нас…
После революции Васнецов жил внутренней духовной жизнью, и его, склоненного в молитвах, все чаще видели в храме. Он проживал «скорбные главы» жизни в стране, ставшей для него Нерусью (цитата из очередного письма). Самая последняя его работа - Крест Господень.
Его друг, художник Михаил Нестеров писал, что наследство Васнецова будет в корне пересмотрено лет через 100. Время пришло... И выставка его работ появилась кстати.
- Начинаем ли мы понимать все его творчество?