Владыка Дамаскин (Цедрик)
Священномученик Дамаскин, епископ Глуховский (в миру: Димитрий Цедрик) был причислен к лику святых в 2000 году, а в РПЦЗ - чуть раньше. Он не закончил Одесскую духовную семинарию - семья была бедна и не могла содержать 2-х студентов сразу (там учился и Николай, его старший брат). Поэтому он поступил в Херсонскую учительскую семинарию (бесплатное обучение). Работая учителем, можно было надеяться на небольшую стипендию. Господь, помогая любящим Его, устроил так, что Дмитрий постоянно набирался духовного опыта и обретал единомышленников. За его плечами были: и миссионерские курсы, и духовная миссия, и миссионерское служение в одной из епархий; преподавательская деятельность и настоятельство в нескольких храмах. Совершился монашеский постриг (Димитрий получил имя - Дамаскин), и его произвели в сан иеродиакона и иеромонаха. Завязались отношения с еп. Антонием(Храповицким), будущим патриархом РПЦЗ, архим. Андреем (Ухтомским) и профессором Виктором Несмеловым. В начале I Мировой войны отец Дамаскин служил войсковым священником, руководил врачебным отрядом Красного Креста и трудился простым санитаром.
А далее арест - его и брата, расстрел Николая и его чудесное освобождение. Добравшись до киевского Златоверхого Михайловского монастыря и обосновавшись в нем, он поступает в Киевскую духовную академию. Во время Гражданской войны, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки, иером. Дамаскин ушел в Крым с Белой гвардией. Там он принял сан архимандрита и стал настоятелем Георгиевского Балаклавского монастыря. В то время крымское правительство Врангеля призывало население, включая военное, к покаянию (из-за богоотступничества, мятежного своеволия, братоненавистничества и служения мамоне). Многие в Крыму были охвачены покаянным чувством, и верится, что и отец Дамаскин был с ними. Отчаянная попытка очиститься пред Богом и приготовить себя к любому повороту событий привела к тому, что белогвардейцы эмигрировали в Европу, а он остался в России.
В 20-е гг. отца Дамаскина арестовывали 8 раз - за его противостояние обновленчеству и изъятию «церковных ценностей»; за его нелегальную деятельность и богослужебные молитвы о владыках, находившихся в заключении. Арестовывали по делу Крестовоздвиженского Трудового братства, основанного в 1903 году помещиком Н. Н. Неплюевым, переименованного в «Первую украинскую советскую коммуну», и за участие в нелегальном «Даниловском синоде». Улик чаще всего не находилось, но тюрьму не отменяли. Между арестами, он был возведен в сан епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, возглавлявшейся патриархом Тихоном (Белавиным). Жил в Черниговщине и в Москве, был сослан в Сибирь, на Соловки и в Казахстан.
Был у него и конфликт с митр. Сергием (Страгородским), заместителем патриаршего местоблюстителя, - из-за Декларации 1927 года («сергианство»). Во многих письмах по этому поводу он писал, что «внутренние последствия декларации - этой продажи первородства Истины за чечевичную похлебку лживых и неосуществимых благ». Его вывод после продолжительного разговора с митр. Сергием - неправоте последнего. Некоторым архиереям, предлагавшим ему служение в своих епархиях, он предлагал ответ «от ссыльных отцов: приехать к ним в ссылку добровольно», как в «наиболее безопасное местопребывание». Его нежелание идти на компромиссы с совестью оставалось непреклонным. Связавшись с митр. Петром (Полянским), еще одним патриаршим местоблюстителем, находившимся в ссылке, он убедился в его негативной оценке управления РПЦ. В итоге, после очередного распоряжения митр. Сергия, еп. Дамаскин прекратил его богослужебное поминовение и написал тому гневное письмо. Его позиция вызывала раздражение, и один из сторонников митр. Сергия написал на него донос. Последовал 7-й арест. Владыку приговорили к 3 годам ссылки на Соловки. После возвращения, он продолжил организовывать в Черниговской епархии подпольные богослужения, считая, что Церковь должна уйти на нелегальное положение - ради сохранения чистоты христианской веры и верности Христу. Но, вместе с тем, еп. Дамаскин не примыкал к «непоминающим», хотя и не находился в евхаристическом общении с митр. Сергием (Страгородским). Он ждал публичного выражения позиции митр. Петра (Полянского), которого считал законным руководителем РПЦ.
Последний арест (8-й!) пришелся на 1934 год. Владыку приговорили к 3 годам ссылки, в период пребывания ней - еще к 5-ти годам и там же (в 1937 году) обвинили в «антисоветской агитации и организации нелегальных сборищ». (На самом деле Дамаскин организовал вместе с другими ссыльными праздник Пасхи.) В 1937 году его расстреляли в Карагандинском лагере, похоронив в безымянной могиле.
Святый священномучениче Дамаскине, моли Бога о нас!
Ссылка:
https://spzh.live/ru/istorija-i-kulytrua/82058-novomucheniki-xx-veka-damaskin-hlukhovskij