Крепкая связь Христовой любви с упокоившимися ...

Sep 12, 2024 14:12





Протоиерей Борис Николаевский (1884-1954)



Протоиерей Борис Николаевский (1884-1954) известен мало. Но именно на таких, как он, стояла наша Русская православная церковь в годы большевистских гонений, и вдохновляла тех, кто в нее входил, несмотря на всяческие «каверзы» своею солью благодати. Его сохранившиеся проповеди и слова говорят о его любящем сердце. Он был, подобно святому апостолу Павлу, всем для всех, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (I Кор 9:12). В этой связи, интересна его сохранившаяся исповедь. (Отрывками из нее и свидетельствами его современников перемежается описание жизни отца Бориса.) В ней он размышлял о скудости своей любви к ближним, в том числе и к врагам, и взывал: «Пощади меня, Господи!» Закончив в 1906 году Новгородскую семинарию, он был направлен на фронт I Мировой войны в качестве полкового духовника, ранен в шею, поэтому всегда на фотографиях смотрится как бы со слегка склоненной набок головой. Мысли о смерти уводили его от чаяния воскресения мертвых, и он, понимая это, каялся Господу в несовершенстве своей веры. В 1917 году он служил в небольшом храме имени свт. Иосафа Белгородского в поселке Михайловка Петроградского уезда. Место было «периферийным», и, благодаря этому, он долго служил там относительно спокойно. Но через 16 лет волна репрессий докатилась и туда. Его арестовали в 1933 году и отправили в ссылку на 13 лет. Позже он напишет в своих воспоминаниях, что этот срок его «окончательно смирил». Выйдя на свободу, он прослужил на одном из приходов Ленинграда до конца жизни. В те времена евангелие он открывал редко. В своей исповеди он пишет: «прочитаю газету, другую книгу мне не нужную, а иногда и вредную. А Евангелие лежит на столе, ожидая «удобного» времени… А будет ли это время? Господи! Избави меня от этого неразумия и окамененного нечувствия!» И все же: он плакал с плачущими и радовался в радующимися; помогал тем, кто испытывал голод; бедным; в проповедях призывал своих духовных чад к милосердию и самим искать тех, кто нуждается, а просить стыдится. Оставаясь подчас без копейки, помогал людям как мог. Как-то протянул нищему старику свою руку для рукопожатия и попросил прощения за то, что нечего дать. Нуждающийся со слезами ответил: «Батюшка, ты мне больше всех дал! Ты меня за человека посчитал! Другие в шапку деньги бросают и даже не смотрят на меня!» Тема любви не оставляла его. Он признавался: «Я не люблю Бога. Это страшно, но так и есть. Если бы я любил Бога, то непрестанно размышлял бы о Нем с радостью, удовольствием. Каждая мысль о Господе доставляла бы мне отраду и наслаждение (ведь с какой радостью мы думаем о любимом человеке). Напротив, я гораздо чаще и охотнее размышляю о житейском… По истине и честно я должен сказать, что не люблю Тебя, Господи! Что может быть ужаснее и горестнее моего положения! Господи, пощади меня! Пожалей меня! Дай мне время покаяться и принести плоды покаяния!» Размышляя о причинах своей раздражительности, он признавался: «Раздражительный я! Иногда вспыхнет раздражение, а почему? - и сам не скажу… Толкнут в трамвае - я уже ощетинился, иногда сдержусь, а чаще наговорю колкостей, грубостей. И самому потом стыдно. Прости меня, Господи!»
Одним из его подвигов была усердная молитва об умерших - в алтаре он полностью вычитывал свои многочисленные помянники. В последние годы своей жизни, отец Борис видел упокоенных, которых поминал. «Катенька, - говорил старец своей духовной дочери, - вот я сижу, а покойнички все идут и идут, кланяются и благодарят меня за молитвы». В его исповеди можно прочесть и это: «Господи! Мой Господи! Я - бездонная пропасть греха… намерения, и расположения души моей - одно оскорбление Тебе, Господи, Создателю и Благодетелю мой! Я согрешил как ничтожный человек. Ты же, как Бог Щедрый, помилуй мя!» Среди его духовных детей был церковный писатель Е. Н. Поселянин, арестованный в 1930 году и расстрелянный чекистами через год. Отец Борис узнал об этом через видение, открытое ему Господом, но даже это не помогло священнику укрепиться в надежде. В своей исповеди он писал: «Нет у меня надежды на Тебя, Господи! Придет горе-испытание - я ищу помощи от людей и думаю: вот тот мне поможет, этот устроит. Между тем, это Ты хранишь меня. Сколько благодеяний Твоих надо мною было! В деле спасения моего надеюсь на себя, на свои силы. Когда каюсь, говорю: «Впредь не буду», и снова то же делаю. И все потому, что я неразумен, глуп и не имею опытного познания своего бессилия, не имею смирения…» Возможно, из-за глубины покаяния, Господь даровал ему некоторую прозорливость. Так он предсказал Анастасии Болдыревой, помогавшей его духовному отцу, будущему преподобному Симеону Псково-Печерскому, что исполнится ее решение посвятить свою жизнь Богу. Вот что значит качество молитвы!
(По материалам Телеграмм-канала прот. Игоря Рябко: Я сижу, а покойнички все идут и кланяются…)

Христова вера, церковная жизнь, живая память, верность, история 20 века, новомученики и исповедники, гонения на церковь

Previous post Next post
Up