В греческом языке есть время хронос - внешнее по отношению к нам - и кайрос, личное, экзистенциальное, наполненное мыслями и переживаниями. Понятно же! Скучная лекция - одно, а общение с любимым человеком - другое, хотя и там и там - час. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986), размышляя о загадке внутреннего бытия, называет время «субстанцией», из которой оно сделано. В сб. «Другие расследования» (1952) он приводит такой образ: «Время - это река, которая меня уносит, но река - это я; время - это тигр, раздирающий меня, но тигр - это я; время - это огонь, пожирающий меня, но этот огонь - я». Время действует внутри меня, является чем-то немощным и тварным, иногда мешающим уснуть в ночи, а вообще-то, призывающим к бодрствованию, по призыву Христа («Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк 12:40).), - и констатирующим, что можно спать, «а сердцем моим бодрствовать» (Песн 5:2). (Правда, для этого придется очистить сердце от всего наносного, фальшивого!)
*
Сурожский митрополит Антоний замечал, что«за временем гнаться совершенно незачем, потому что «время… к вам течет, как река», и «вопрос только вот в чем: надо научиться жить в мгновении, в котором ты находишься» - у него это означает жить «одновременно - в объективном времени и в божественной вечности», пред лицом Божиим. Владыка еще призывает нас вдумываться в мысль святого апостола Павла: «Искупайте время, употребляя его как должно!» (Еф 5:16), - и уточняет, что она означает «не лукавствовать <…> и достигать «приобщенности к жизни в ее полноте», с искренними молитвами и живым общением. Что ведет, в свою очередь, к диалогу Спасителя с Никодимом, в котором звучит императив для каждого из нас: «Надлежит родиться свыше» (Ин 3:3).
*
Мне вспоминается мысль одного священника о времени, длящемся за гробом, и иконопись Ферапонта, с его рекой времени, искрящей радостью и уносящей нас ко Христу!