Владыка Серафим (Сигрист) задается вопросами, имеющими отношение к личному опыту человека: почему события, происходящие с нами, могут совпадать во времени и пространстве? Как конкретно они соотносятся друг с другом? Верно ли мы себя ведем с идущей со всех сторон информацией? - и др.
В своем докладе «Внепричинность, Дух и свобода» он говорит о том, что христианин видит в совпадении событий Провидение, неверующий - удачу. Более того, люди, идущие к святости, видят мир, по св. Григорию Нисскому (ок. 335-394), «просветленным оком». (Вспоминаю, как видел мир св. Силуан Афонский (1866-1938)!) Человек же, мнящий себя образованным, стремится усвоить побольше новой информации, а верующий стремится «знать, что мы знаем», то есть, если обратиться за примером: во время непрестанной молитвы мы «этим знанием делаем молитву предложенной и мир обретенным». (Ну, да, прочнее поселяемся в «незримое очами», как писал Владимир Соловьев в одном из своих стихотворений.) А еп. Серафим продолжает ряд сравнений. Это как несовершенный взгляд «различает глупый или дурной порядок вещей» - в это время взгляд человека верующего, идущего к «подлинному зрению», прозревает «вИдение того, что мы видим, и знание того, что мы знаем, - воспринимая события как проистекающие от Бога, подобно листьям какого-то дерева, чьи корни находятся намного выше нас...» Такое осознание «божественного рисунка - дается в Духе Святом как что-то вроде дара ...» Умеем ли мы принять этот дар? А тем более - его использовать? «С легкостью и осознанием того, что он не является врожденным неотъемлемым свойством своего носителя».
PS. Ничего не приходит в голову о внепричинности, ибо та налицо, учитывая тему свободы во Святом Духе)))
*
Серафим (Сигрист), еп. Внепричинность, Дух и свобода, доклад. Личность в церкви и обществе / Материалы международной богословской конференции, Москва, 17-19 сентября 2001. М. : 2003. С. 11-16.