В Новодевичьем монастыре, нет-нет, да и вспоминается Антон Павлович Чехов. Как он входил «из клиник, выздоравливал, стоял скромно у стенки в храме, слушая службу и пение новодевичьих монашенок», по слову Бориса Зайцева (1881-1972), писателя Русского зарубежья. Критик открыл нечто важное из внутренней жизни Чехова, а именно: как тому «весной 1894 года…открылось (явно), что …Христова правда составляла главное» в человеческой жизни и, вообще, на земле. Получается, стены помнят больше, чем человеческая память, особенно постсоветская! Господи, прости!
Печально, что духовное наследие русского Зарубежья так медленно идет к нам, почти ничего не знающим о тех, чье творчество сохранило больше подлинных штрихов о Пушкине и Тютчеве, Чехове и Бунине… Будем просить у Бога прощения и молиться о Его милости к нам, помня, что дорогу осилит не просто идущий, а - молитвенно идущий и благодарный на подлинные открытия!
Источник:
Чехов А.П. Архиерей. Избранные рассказы. НН : изд. Братство во имя св. Александра Невского, 1988, 235 с. С. 13. (Из вступления Б. Зайцева)