Духи зла в романе Ф. М. Достоевского "Бесы", принимаемые человеком

Mar 29, 2023 16:38


В романе «Бесы» важной сюжетной линией становится приезд Петра Степановича Верховенского, ловкого манипулятора и вдохновителя разрушений, влиявшего на группу людей с революционными взглядами. (Глава «У наших».) Все они далеки от опыта внутренней тишины, о котором можно догадаться по взгляду Марьи Тимофеевны, оберегаемой автором от бесцеремонности горожан. В общем, тему тишины раскрыт трудно, а вот - поиск Истины... Одни для этого поиска почти непроницаемы - Верховенский и Ставрогин. Другие «тонут» в разговорчивости - Степан Трофимович, Шатов и Кириллов. Третьи в еще более глубоком «тонущем» положении - Варвара Петровна, «давящая» своим положением в обществе на людей, зависимых от нее материально, да Липутин, сплетничающий и, тем самым, разделяющий людей друг с другом. Четвертый держится особняком - хроникер, свидетель, бережно повествующий и со вниманием исполняющий свое призвание.
Жизнь «внутреннего человека» открывается во 2-й части романа через Шатова и Кириллова. Последний в экзистенциальном пространстве «зависает», планируя самоубийство, с «пользой» для дела. Первый же погрузился в мысли о богоносности русского народа. Оба открываются Ставрогину, и тот испытывает их духовно-нравственными вопросами. Спрашивает, например, Кириллова о том, хорошо ли, если «кто обидит и обесчестит девочку», и тот соглашается - «хорошо». При этом, не впускает в себя мысль о прямых атаках зла в «мире сем», типа землетрясений, концлагерей, изнасилований и проч. Шатов же в мысли о богоносности народа не задумывается о том, что его разъединяет - он далек от мысли о вере слепой, фанатичной или зрячей, воплощаемой в лучших из народа, как и его святых. Интересен, в этой связи, разговор Ставрогина с Кирилловым о бремени и его тяжести для человека. Собеседники, кажется, мыслят в русле Евангелия, но не задаются вопросом о смысле слова «бремя» и «уходят» в тему человеческой «природы»: Ставрогин: «Я знаю, что я ничтожный человек, но я не лезу и в сильные», - Кириллов: «И не лезьте: вы не сильный человек. Приходите пить чай». После этой реплики Ставрогин «вошел к себе сильно смущенный». Почему? Лишь Шатов приходит к поиску Истины и стремится развенчать идеи Николая Всеволодовича. Так становится ясным уход героя от душевных «бесиков» в Божье, обретая надежду.
А вот противостояние Степана Трофимовича и Варвары Петровны продолжится почти до конца романа, «питаясь» борьбой амбиций, самолюбий и самомнений. Умножение «трихинов» этих героев подпитывается безденежьем и образованностью первого и богатством и непросвещенностью второй. (О «трихинах», как духах зла, мы читаем в финале романа Достоевского «Преступление и наказание».) Оба они проживут свою долю страданий и войдут в экзистенциальную ситуацию, где Господь даст им дар взаимопрощения. Их сердца откроются для Бога, и в их жизнь Евангелие войдет не через умствование, а в своей подлинной норме. Мы увидим и «безнадегу» в отношениях между родителями и детьми - между Варварой Петровной и Николаем, ее сыном и между Верховенскими, отцом и сыном. Трудно в их отчуждении друг от друга развиться надежде.
Через это «нечувствие» понятнее противостояние Петра Степановича Верховенского Николаю Всеволодовичу Ставрогину. (Глава «Поединок».) Хроникер так описывает их вражду при разговоре ни о чем: Николай «грозно» хмурится и стряхивает с себя руку Петра. Тот в ответ улыбается «странной, длинной улыбкой». Хроникер замечает, что «все продолжалось одно мгновение» - но в холодном духе разрушения, без намека на приязнь. В готовности  действовать без промедления: только тронь. Между героями нет Христа, нет и надежды. Между ними - антихрист.
В романе Достоевского «Бесы» видишь «вихревое кружение» этих «бесов» («бесиков»), о котором писал православный философ Николай Бердяев в своей статье «Духи русской революции». Действуют эти духи зла ближе к вечеру, в геометрической прогрессии умножаясь по ночам. По-Евангелию, «и бесы веруют и трепещут», и как раз эту мысль иллюстрирует «наш» майор, заметивший, что днем его бесовская вера «несколько пропадает».
Второстепенные герои, типа губернатора фон Лембке и его супруги, капитана Лебядкина, писателя Кармазинова и проч., подпитываются городскими слухами и сплетнями. Одни расслаблены «обрывками и кончиками» мыслей, другие этими мыслями более напряженны. В итоге, все больше людей ввергается в «кружение» духов зла вокруг манипулятора Петра Верховенского и не видит того, что ясно простолюдину Федьке Каторжному, который убежден, что Петр Степанович «сам сочиняет, да с ним и живет». Мало-помалу побеждает погружение в фантазмы - горожане уже торопятся к разрушению.

Но при этом, усиливается и Божья борьба за человека! Это видно по Маврикию Николаевичу, Лизе, Степану Трофимовичу, по Шатову... Что-то стронулось, пусть в последний жизненный «миг», и в Кириллове. И совет Шатова Ставрогину не повис в воздухе - Николай идет к архиерею Тихону, проживающему на покое в Богородицком монастыре. К сожалению, большевистский переворот 1917 года показал, что к нач. XX века у нас в народе не хватало братского духа - вера в Господа и Его Церковь оказалась легковесной. Дух антихриста победил, и умножилось друг от друга отчуждение. Эти «трихины» романа «Преступление и наказание» властвовали над нами весь прошлый век, вопреки всему хорошему, что сохраняли наши предки. Что дальше?


русская литература, Ф.М. Достоевский, человек веры, русская религиозная философия, история 20 века, большевизм

Previous post Next post
Up