23 марта отошел ко Господу Николай Бердяев (1874-1948). Царствие ему Небесное!
Православный философ и публицист - Николай Александрович Бердяев является одним из тех, кто особенным образом влиял на христианскую мысль XX века и кто для многих жителей России по-настоящему еще не открыт. Он никого никогда не учил, не давал практических наставлений, но вся его духовная судьба есть ключ к написанному им, и наоборот. Бердяев жил в соответствии с тем, что и как писал, и писал, исходя из того, как и чем жил. Это то, что мы понимаем под термином «оцерковление жизни», вдохновлявшим многих верующих в нашей стране в конце XIX - 1-й пол. XX вв. Суть его в том, чтобы «собрать под Главой, Христом» (Еф 1:10) всего человека, причем церковно - в соборном действии с другими верными.
Уроженец Киева, он с подросткового возраста почувствовал призвание к философии, в 14 лет читал, например, Канта и Гегеля; овладел французским и немецким языками и отказался от блестящей военной карьеры, поступив в университет. Там он примкнул к марксистскому движению - ради поиска свободы; был арестован (университет так и не закончил) и отправлен в ссылку в Вологду. Там он разочаровался в марксизме и марксистах, увидев в них тенденцию к тоталитаризму. После ссылки, в те же 90-е, он вошел в число русских интеллектуалов, прошедших искушение марксизмом и вернувшихся в православие. Этим он ценен многим в моем окружении, как ценен и мне, поскольку помогает своими размышлениями преодолевать ошибки (грехи), связанные с рисками духовных и социальных потрясений в личной и общественной жизни.
Мне нравится его статья «Духи русской революции», вышедшая после большевистского переворота 1917 года (1918), в которой автор пророчески обличил суть большевизма, тоталитаризма и человеконенавистничества. Не удивительно, что в 1922 году его заклеймили идейным врагом советской власти и выслали на одном из «философских пароходов». Известный московский священник-старец Алексий Мечев благословил своего духовного сына на эмиграцию, призвав его к свидетельству Православия на Западе. В 1925 году философ Бердяев основал журнал «Путь» (1925-1940), который стал в Европе органом печати русской христианской мысли.
Мне также нравятся его произведения: «Философия свободного духа», «О назначении человека», «Дух и реальность» и др., - переведенные на многие языки.
С 1938 года Бердяев получил в наследство небольшой дом в Кламаре (пригороде Парижа), который сразу стал для гостей открытым. В этом доме происходили встречи и беседы, и многие здесь находили пристанище и поддержку. А хозяин дома делился с гостями тем, что открывал ему Дух. Многие отказывают публицистическому стилю в весомости, научности и серьезности. Но это стиль библейской традиции, свойственный пророческому слову, и (если о Бердяеве) этот стиль публициста выражает новое христианское пророчество. Мне нравится, как ученый писал о вере в Бога и вере в человека, считая, что одна вера без другой как бы недейственна, недовоплощенна. Христианство для него есть единство веры в Бога и человека, иначе человека подстерегают - искажения христианской веры и жизни, что мы сейчас и видим в большинстве современных духовных проблем. Николай Бердяев скончался за своим рабочим столом. Его дом в Кламаре был передан, по завещанию философа, Русской православной церкви, и сейчас в нем - домовый храм во имя Святого Духа.