Кто есть Источник любви? «Куплю любовь, куплю любовь, а кто ее продаст?» - писала поэт XX-го века Инна Кашежева. А я бы спросила: «А Кто ее подаст?» Бог подает ее тем, у кого в сердце найдется место для нее, как Он посылает дождь - и добрым, и злым. Встреча с любовью это Дар, отвечать за который придется всей своей жизнью, в том числе распознавая подмену. Как? Можно, наверно, говорить о том, что стоит учиться на собственных ошибках. Но пока учимся, можно и потерять себя. Или: припасть к опыту всего человечества - по книгам, музыке, картинам, фильмам и др. А лучше всего, мне кажется, обратиться к себе с вопросом: как любишь? И любишь ли?
О. Георгий Кочетков пишет, что Любовь - самое опасное и самое привлекательное явление на земле - как и на небе, а главный враг ее - Смерть. Но сильна, как Смерть, настоящая Любовь. Она - это распростертые объятия умиления, жалости, сочувствия, сострадания, а иногда требовательности и обличения. Противостоит ей подмена, неправомерно заменяя одно другим - постоянно или на короткое время (словарь Ожегова). Чем же? Если Любовь - Божия сила, то преступление заповеди «не прелюбодействуй» и познание ада есть насилие тьмы, за которым беспутство, ложь и смерть, рабство, уныние и враждебность, одиночество и отчаяние, гордость и пустота, гибель надежды и потеря уважения к себе. Нет места холоду, там, где настоящая Любовь, нет места и одиночеству, старости, эгоцентризму, себялюбию и мыслям, типа: «это - мое».
На взгляд философа Владимира Соловьева, такая любовь не ставит своей целью - во что бы то ни стало произвести требуемое потомство. Ромео и Джульетта не породили кого-нибудь, похожего на Шекспира, а наоборот: Шекспир создал их, и притом - без всякой страсти, путем бесполого творчества. Деторождение для философа не есть собственно дело любви, и в этом можно с ним не согласиться. Лишь бы ребенок любви выбирал в своей жизни дела света, а не тьмы.
Разные философские учения по-разному определяют слово Любовь. Это и влечение одного одушевленного существа к другому - для соединения с ним и взаимного восполнения жизни. Это и стремление человека к совершенной полноте бытия, к преодолению разрыва небесного и земного миров и стремление «творить красоту». Любовь связана с твердой решимостью делиться с другим истинным благом; с нравственным чувством, имеющим в себе нечто общее с жалостью; ведь любовь, по христианской этике, это высшая из добродетелей. Тайну этого слова приоткрывает древнегреческий язык, в котором слово Любовь определяется четырьмя понятиями: агапэ - любовь духовная, особенно христианская; эрос - любовь чувственная, супружеская (и не только, если в древности); филиа - любовь дружеская, или привязанность; сторге - любовь родительская. А вот в древнем языке индоевропейском слова: любовь и свобода - вырастают из одного корня.
PS. Без дара любви не обойтись и, прежде всего - любви к Богу. Этот дар дает Он сам. И уже из этого дара «вырастает» дар любовь к людям. В теории все вроде бы ясно. А на практике каждый день входишь в уникальные ситуации отношений, потому что каждый человек уникален. И здесь проблемы, но у Бога нет проблем, поэтому остается верить и делать усилия любви, вырастая из своего эгоцентризма.
Использованная литература:
1. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. М. : Истина и жизнь, 2000.
2.Кочетков Георгий, свящ. Сильна, как Смерть, Любовь, статья. М. : ж. «Православная община» № 39, 1997. С. 45.
3.Краткий греческо-русский словарь Нового Завета. СПб. : Библия для всех; СПб-ский христианский университет, 1995.
4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : 2002.
5.Соловьев В. Смысл любви, трактат. М. : Современник, 1991. С. 125-182.