Между 1935 и 1936 гг. писатель Михаил Пришвин "уперся" в необходимость составить "свои" правила, помогающие проходить между Сциллой и Харибдой при советской власти. Так появляется его запись потаенного дневника - и собственное правило об отношении к глупому человеку. При этом он вспоминает Пушкинское стих. "Из Пиндемонти" ("Не оспоривай глупца"), обращается к евангельскому образу "бисера перед свиньями":
"18 Сентября. Не оспаривай глупца, или не мечи бисер перед свиньями, потому что это разрушает организацию спокойствия в любовном внимании. Не оспаривай глупца, или береги занятую высоту",
- и размышляет о духовном возрастании человека в личность:
"24 Сентября. Не оспаривай глупца - это косвенно относится к борьбе за свою личность: ты должен обладать собственной инициативой в жизнь, иметь в основе собственный почин, если же ты это упустишь, то тебя возьмут и заставят делать не то, что ты хочешь. И надо полагать, что основное разделение людей в этом и есть: одни сами живут, другие невольники. И мы хотим сделать не так, чтобы все были свободными, а чтобы свободные от природы люди не попадали в неволю и наоборот: невольники природные не брали на себя дело свободных (так, вероятно, анархисты именно и считают людей государственных). Природный невольник на положении свободного является непременно деспотом".
PS. А я вспомнила первые тома "Добротолюбия", где один из святых пишет, что умный человек - тот, кто задумывается о качестве своего ума, задавая себе вопрос, умен ли он и насколько. Ну, и, разумеется, св. Феофана Затворника, с его "внутрьпребыванием" (умом в сердце).