Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский (1877-1961). Многие годы провел он в тюрьмах и лагерях за исповедование веры. В годы Великой Отечественной войны был замечательным хирургом, и «мир сей» ценил его способности, сделав лауреатом Сталинской премии. (Память о нем совершается 11 июня.) Советская власть вынуждена была мириться с мировоззрением и образом жизни Войно-Ясенецкого. Проповедовал он живо, в том числе на публику, вне церкви, часто одетый в священническую одежду и с крестом. Знание физических законов помогало ему проповедовать, используя сильные образы. Например, на Мф 6:22 («Светильник для тела есть око»): «И подобно тому, как в солнечных лучах содержатся красные, голубые, фиолетовые лучи, так разные люди бывают носителями различного света. Красным, как кровь, светом пронизаны тела убийц, злодеев, проливающих кровь. Голубым и фиолетовым светом сияют сердца и тела простых добрых людей. Есть сумеречный свет, которым пронизаны тела и души людей, всецело преданных заботам и страстям века сего. Нет света истины и любви в их телах. И только изредка, когда Господь посетит их милостью Своей… в их сердце появляется святое покаяние, тогда сумеречный свет души их на время вспыхивает ярким светом…» Понятно, почему бесновались атеисты, требуя прекратить его выступления. Будущий святитель стоял у истоков послевоенного самиздата, сам написал работу «Дух, душа и тело», тайно распространявшуюся.(Была знакома с инокиней Валерией, тайно трудившейся в самиздате во славу Божью.) Владыка не боялся противоречить Совету по делам Русской православной церкви - писал, например, духовенству Крыма, чтобы крестили детей в отсутствие родителей. Если запрещали епархиальные собрания, рассылал священникам свои послания. Мог заметить: «Это когда же так было, чтобы человек работал в поле, а есть хлеба досыта не мог». Сотрудники НКВД неистовствовали, но хирург был нужен, трудился он самоотверженно, с ним приходилось мириться.
Владыка Лука скончался не так давно, и нам он интересен своим отношением к войне - без злобы и отчуждения от страданий. Например, в статье «Кровавый мрак фашизма» (ЖМП № 4, декабрь 1943), свт. Лука, вглядываясь в Божью правду, констатировал: «Германский народ, более 1000 лет считавшийся христианским народом, народ, родивший Лютера, Гете, Канта и Гегеля, Гельмгольца и Вирхова, явил всему миру, народам-братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лицо варвара, топчущего ногами св. Евангелие, вторично распинающего Христа». Он вопрошал: «Как нам теперь проповедовать Евангелие любви и братства людям, не знающим Христа, но видящим дьявольское лицо немца, числящегося христианином?» А в 50-е гг., в ответ на обвинения Церкви писал в книге «Наука и религия»: «Прием этот довольно старый. Еще в первые века христианства… самым сильным и успешным обвинением, возводимым на христиан, было обвинение в опасности их для государства и власти». Его патриотизм был основан на духовном наследии святых отцов и не имел ничего общего с идеологизмами. В этом смысле, он искренне служил Родине - в госпитале, за письменным столом, в церковной ограде - идя «по тонкому льду». Сила Божия совершалась в нем в немощи, и, стяжав мирный дух, он вместе с братьями и сестрами созидал животворящую среду, в которой, по Прп. Серафиму Саровскому - могли спастись тысячи.
Фото: 1.Епископ Лука. 1923 год. Автор неизвестен. 2.Хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больнице. 3.Архиепископ Лука в окружении паствы. (Фото в книге М. Поповского «Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. и хирурга». Изд. «Сатисъ».)
Ссылка:
https://s-t-o-l.com/material/29287-luka-voyno-yasenetskiy-svyatoy-sovetskogo-vremeni/