Пасха в опыте новомучеников...

May 06, 2016 16:34



В эту Светлую неделю Пасхи хочется вспомнить опыт новомучеников и исповедников Российских, просиявших нам Пасхальной радостью, которую от нас никто не отнимет. Вопреки гонениям, в их опыте, в опыте общин и братств, которые они собирали для Христа и Его Церкви, проявилось все подлинное и настоящее. Кто же эти люди?


Архимандрит Сергий (Савельев; 1899-1977) и его община, в которую вошло 17-18 чел., в том числе Катюня, дочь Савельевых (+1998), с которой у братьев и сестер из Преображенского братства были дружеские отношения. Все они решили жить «иноческой жизнью», отличной от «мира сего». В книге «Далекий путь» опубликована их переписка, а есть еще проповеди (архим. Сергий проповедовал в храме Покрова Божией Матери в Медведково, где он был настоятелем). Есть его размышления, рукописи и вспоминания его духовных детей… Пик пасхальной радости он испытал в лагере, еще будучи мирянином. Вот его воспоминание: «В бараке была полная тишина. Вдруг, ровно в двенадцать часов, раздался певучий голос: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Мгновенно со всех концов барака люди устремились к поющему. Пел священник, и даже в облачении. На нем была фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца. Тут уж удержать нас было невозможно. С великим воодушевлением мы пропели пасхальный канон и стихиры Пасхи. Потом каждый принес для разговения то, что мог, и у нас, как чудо, открылся праздничный стол. Это была замечательная ночь».

А вот из духовного наследия отца Анатолия Жураковского (1997-1937), много лет проведшего на Соловках. Из его письма - общине: 23.2.1933. Соловки: «Вероятно, письмо придет уже на Пасху - Христос Воскресе! Я живу тихо и жаловаться не могу теперь на жизнь мою. Живу в тихой камере… Рано встаю. Часа 2 до работы один. С девяти до четырех и с семи до десяти - на работе… Работы хоть и много, но она спокойная, правильная, без неровности и суеты… Справляюсь с ней, кажется, неплохо. В свободное время чаще всего с книжкой. Она заменяет мне беседы и разговоры… Читаю по-французски, по-немецки, занимаюсь английским… Много читаю по истории… В свободный день обыкновенно… долго брожу около моря или около озера среди еловых зарослей, любуюсь небом, наслаждаюсь многокрасочным великолепием и тишиной… С нетерпением жду этих часов целую неделю. Так проходят месяцы. Я знаю, что мы в руках Божиих, в тени Его крыльев, в Его лоне, в Его объятиях… Его любовь защищает нас от страхов жизни и препобеждает глубь греха моего. Моя молитва - чаще всего хвала. Еще раз - Христос Воскресе!»

Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий; 1872-1941), чье духовное наследие приоткрылось совсем недавно - благодаря знакомству с Екатериной Пикиной, последней из его братства. А надо сказать, что трудами владыки к 1937 году, во время самых страшных гонений, братский круг достигал 70 человек и охватывал такие города, как Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области. Вот его «Молитва об укоренении в любви Христовой»: «Отче Господа нашего Иисусе Христа, от Которого именуется всякое Отечество на Небесах и на земле! Даждь нам, по богатству славы Своей, крепко утверждаться Духом Твоим во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что [есть] широта, и долгота, и глубина, и высота! И [смогли] уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всей полнотою Божиею (Еф 3:17-19). А Тому, Кто действующей в нас силою может сделать несравненно больше всего, что мы просим или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века (Еф 3:20). Аминь». В этой молитве нет слова - Пасха. Но вся она пронизана желанием так возрастать в любви Христовой, чтобы Пасха Господня становилась бы преображением человека уже при жизни на земле.          
         Для отца Тавриона (Батозского), проведшего много лет в местах заключения с верой в Воскресение, так и было. Трудясь с тачкой и мучаясь в день Пасхи, он благодарил Бога за эту особую Радость Воскресения Христова.
          И закончить хочется словами праведного Алексея Мечева (1859-1923), который интересен своим мыслями об иночестве в миру и сын которого, священномученик Сергей Мечев, способствовал созданию «покаяльно-богослужебной семьи», или маросейской общины. Вот слова этого праведного: «Воскресший Господь требует нашего воскресения». Но как сказал один священник на вечерне перед Пасхой в этом году: Христос Воскрес! И хочет этого же от нас…

- Христос Воскрес!

церковные праздники, новомученики и исповедники

Previous post Next post
Up