Зачем Богу Конец Света?

Mar 06, 2016 19:01

Первым, кто употребил термин «обожение» был уважаемый учитель церкви Климент Александрийский. В книге «Строматы» (Кн. 6, гл. 9) он пишет: «Человек становится богообразным и в душе похожем на Бога». «Человек становится в некотором роде Богом».

Основания для этой дерзновенной идеи Климент Александрийский находит в Писании, прежде всего в эпизоде творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26-27).

При чтении этого отрывка книги Бытие можно заметить, что начальный замысел Творца («сотворим по образу Нашему и по подобию Нашему») несколько отличается от исполнения («И сотворил Бог человека по образу Своему…»). А где же «подобие»? Климент считал, что, если образ Божий дан человеку, то подобие - это то, что человек должен обрести, это и есть его задание: «…человек с самого рождения своего получает преимущество быть отображением Бога, хотя подобия Ему он должен достигать впоследствии через совершенствование…» (Строматы, кн. 7, гл. 16).

Святой апостол Иоанн Богослов свидетельствует о разговоре Спасителя с иудеями: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин.10:34-36).

Если наше упование, наше устремление − жизнь во Христе − не значит ли это, что указанный им путь − наш путь? В решение этой задачи включены и Бог, и человек. Попытка стать богом без Бога привела к грехопадению. Змей соблазнил человека именно обещанием «…будете как боги» (Быт. 3:5). С другой стороны, невозможно представить, чтобы обожение было возможно без участия человека. А если человек не желает? А если он противится Богу?

Человек совершил ошибку и пал.

В результате падения в тварный мир ворвалось зло, и человек стал смертен. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). И даже это не отменило задачу теозиса, потому, что Бог верен и не отменяет обещанного. Но какое усилие, необходимо сделать человечеству для решения задачи приближения к Богу всех?

Любому школьнику раньше или позже предстоит окончание школы и экзамены. Так и человечеству предстоит пройти «переаттестацию». Неизбежность обусловлена тем, что человеку (и человечеству в целом) предстоит дать отчет о том, чего он (оно − человечество) достигли в совершении теозиса. Насколько человек приблизился к Богу? В какой мере человек успел стать, как Бог? Можно переводить человечество из «школьного» возраста в «Магистратуру»?

Конец света наступает не потому, что тварный мир больше не нужен, и будет уничтожен. Просто время, отпущенное человеку для распоряжения тварным миром, истекло. Время Господу действовать! Только Он может завершить задачу теозиса. Только Он может подарить человеку Вечную Жизнь.

Но тогда встают другие вопросы: будет ли пригоден человек для Царства Божьего? Есть ли уверенность, что все люди хотят наступления Царства Божьего? Святой пророк Исайя говорит: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9). Готов ли человек к тому, чтобы не делать никакого зла и вреда? Возможно ли в наше время такая ситуация, когда все люди будут верить в Бога и знать Его (знать Бога по библейским понятиям значит - жить по Его заповедям)? Сколько надежды тоски слышится в словах Господа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8)

Эллинский языческий мир, при всей своей мудрости, которая служит нам, в свою меру, до сих пор в виде античной философии, категорически не принимал идею всеобщего воскресения. Новозаветная книга «Деяния апостолов» описывает эпизод проповеди святого апостола Павла в Афинском ареопаге. «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17:32). До этого момента афиняне и «и живущие у них иностранцы» слушали охотно.

Взамен идеи воскресения мертвых языческая вера принимает идею переселения душ. Основанием Новозаветной веры в воскресение мертвых служат слова Спасителя и апостолов:

«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин.5:28-29).

Воскресение мертвых и Суд - конец прежнего человечества и прежнего мира, не уничтожение, а Новое бытие. Оживут и предстанут перед Богом все люди, когда-либо жившие на земле. Люди предстанут перед Богом для Суда, в котором определится наше последующее бытие: Жизнь Вечная или …. «как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его (2Фес. 1:9).

Вот, это есть самое страшное - быть отлученным от лица Господа, от Его крепости. Наверное, человек бессмертен, но можно ли назвать жизнью такую отлученность?

Апокалипсис, вера, надежда

Previous post Next post
Up