Перечитывая наставления святого отца нашего Антония Великого о жизни во Христе (по извлечениям из жизнеописания святого Афанасия, где даны 20 посланий и 20 слов святого Антония Великого), понимаешь, насколько актуальна его мысль о заботе (1-е слово). Что это за забота?
Во-первых, она общая для христиан. Во-вторых, она может быть только о достоинстве Церкви Небесной, так поругаемой в наше время теми, кто видит только эмпирическую церковь, церковь как собрание людей грешных, кающихся и стремящихся к исправлению своих грехов и прегрешений. А если речь о людях грешных, но не кающихся, а только смотрящих за другими, все ли у них в порядке, и занимающихся критиканством, то это уже и не церковь, в ее эмпирическом положении, а ее "темный двойник". О чем же наша забота?
Наша забота том, чтобы, говоря словами святого Антония Великого, "начавши" служить Церкви Небесной, "не ослабевать и не унывать в трудах", а "приумножать ревность свою". Но эта "ревность" не только о личном спасении, это ревнование обо всех, кто входит в труд "общей заботы", помня о том, что дней лет наших в них же семьдесят лет, аще же в силах восемьдесят лет, и многие из них труд и болезнь (Пс 89:10). Восемьдесят, или даже сто лет на земле, в трудах, болезнях и "общей заботе" о "наследии", получить которое "не на земле, но на небесах, имеем мы обетование". А еще то, что наше "тело тленное", Бог даст, восприимется как "нетленное". Поэтому, говорит святой Антоний, не будем унывать и думать, что долго трудимся, ибо страдания нынешнего времени несравнимы с тем, что откроет в нас Господь (Рим 8:18).
Вот так святой Антоний Великий помогает вновь и вновь возвращаться к духу и смыслу христианской жизни на земле, которые мы так часто теряем, увлекаясь сиюминутным. Помогает не забывать, что личность и церковь есть чувствилище боли и страдания - святого страдания, не потребительского...
Ниже 1-е слово святого Антония Великого
Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб, начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: - долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою. Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше - ничто пред жизнию вечною, так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, - обетование жизни вечной покупается за малость некую. Ибо написано: дние лет наших в них же седмедесят лет, аще же в силах осьмдесят лет и множае их труд и болезнь (Пс 89:10). Итак, если и все восемьдесят, или даже сто лет пребудем мы в подвиге, то не равное ста годм время будем царствовать, но вместо ста лет, будем царствовать во веки веков; притом, подвизавшись на земле, наследие получить не на земле, но на небесах имеем мы обетование; и еще - сложив тело тленным, - мы восприимем его нетленным. Не будем же унывать, и не будем думать, будто долго пребыли мы (в подвиге), или сделали что великое: ибо недостойны страсти нынешняго времене, к хотящей славе явитися в нас (Рим 8:18).