Вчера я наконец побывала на выставке Валентина Александровича Серова (1865-1911), что на Крымском валу. И не просто побывала, потому что экскурсию для нас проводила Галина Серова - совершенно замечательный экскурсовод (и однофамилец художника). А это дорогого стоило, уверяю вас! Шли мы от картины к картине как будто плыли по бескрайнему океану, впитывая в себя отблески света "от незримого очами" (В. Соловьев). И с каждым таким шагом становились все радостнее и радостнее. А внутри меня все сильнее и сильнее звучали вопросы: где этот художник брал столько света как не от Источника света? Скорее даже не вопрос, а утверждение! Понятно, где - у Бога! А второй вопрос: как у него получалось видеть в человеке его суть, ядро или, если хотите, образ и подобие Божие как то, до чего этот человек дорастет в своей жизни в силу своего призвания? Думается, это был дар от Бога, и Валентин Серов сделал все, чтобы умножить этот дар. Значит, в нем самом должен был быть этот свет. Вот как в героинях его портретов - Марии Симонович, Веры Мамонтовой, Ольги Федоровны Серовой, супруги художника.
Не разбираясь в живописи, я могу только описывать свое личное впечатление. А оно говорит про уникальность каждого человека, кто изображен на его картинах. Один не похож на другого. Каждый - личность, носящая в себе потенциал для духовного роста. В каждом - тайна. В тайне - свет. Вспоминается в этой связи евангельский стих о рождении "свыше" (Ин 3:7).
Девушка, освещенная солнцем, очень терпелива к той внутренней жизни, которой живет ее внутренний человек. В ней чувствуется мир и основательность человека, равного самому себе. Вера - другая. В ней много динамического движения жизни, направленной ко всему прекрасному. Может быть, поэтому ее окружает пространство, полное выходов - в другую комнату, в сад или туда, куда она смотрит. А в том, как она остановилась, присела и к чему-то прислушивается в себе, столько ожидания чудес, что поневоле веришь - все у нее будет... Ольга Федоровна - совсем другая, женственная, мягкая, состоявшаяся как мать и верная жена. В ней чувствуется устоявшийся ритм жизни, но и готовность к испытаниям, если они вдруг придут...
Все эти портреты передают радость, счастье и легкость вечности. Как привет от нее нам - смертным. В этом смысле если икона - это окно в мир невидимый, в который мы вглядываемся, чтобы понять себя в своих отношениях с Господом, то что для нас картины Серова как не радость и свет, льющиеся на нас из вечности?! И это итересно, потому что в соотношении с Серебряным веком, с его тревожными красками - сиреневыми, лиловыми, синими, - живопись Серова бесстрашна. Люди на ней ничего не боятся. А ведь многие из них, начиная с лиц императорской семьи, будут убиты на первой мировой, расстреляны во время большевицких гонений, пройдут лагеря и ссылки или просто встретятся со страданием и скорбью.
Мне запомнились: портрет М. Н. Ермоловой - величавостью и достоинством состоявшегося человека; портрет княгини З. Н. Юсуповой - духом свободы; художника К. Коровина - добродушием и простотой; И. Левитана - трагичностью образа; И. Остроухова - сосредоточенностью на прекрасном; автопортрет художника Серова, написанный им в 1901 году, - своей зрелостью, хотя ему здесь только 36. Видно, что он устал. По псалму 89:10: дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят, и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим, - понимаешь, как много он трудился. Жаль, что Валентин Серов прожил после этого автопортрета только десять лет...
Большая благодарность ему за то, что своим творчеством он учит нас по-другому относиться к людям, а попросту - любить их и радоваться каждой встрече, особенно если эти встречи несут в себе нечто светлое. И еще, за то, что его картины учат нас вглядываться в себя и задаваться вопросом: а много ли этого света внутри нас?
Спасибо и устроителям этой выставки...