Давно хотела приобрести эту книгу, изданную Культурно-просветительским фондом "Преображение" (Преображенское содружество малых православных братств) в конце лета. И не только потому, что когда-то писала о братстве епископа Макария (Опоцкого):
http://tamarafavor.livejournal.com/683488.html#t1356000 А и потому, что последнее время меня стала интересовать жизнь РПЦ после Поместного собора 1917-18 гг. и то, как его решения воплощались в жизнь, вопреки гонениям и общей атмосфере поклонения идолам советской власти. Охотно говоря на эту тему со многими, я часто сталкивалась с мнением, что в эту "реку" нам с вами уже не войти, ибо уже нет гонений такой силы, как нет и советской власти. Но думается, это несерьезно и даже нецерковно - дистанцироваться от духовного наследия верных Христу и Его Церкви в XX веке. Нецерковно выбирать между стабильной, упорядоченной и размеренной жизнью на приходе, в чем-то благостной и спокойной, и динамическим напряжением жизни, когда в предлагаемых ситуациях надо выбирать Христа или комфорт существования. Да, ситуации изменились, искушения стали более тонкими, но все равно они предлагают одно и то же - отступить, пойти на компромисс а может, и предать. Да и способ мирного и непримиримого противостояния духам злобы остался одним и тем же - пост и молитва. Вот почему мне хотелось узнать, как молились при советской власти исповедники веры. Сначала с интересом прочитала предисловие к этой книге священника Георгия Кочеткова, а потом уже познакомилась и с избранными молитвами из сохранившегося архива братства епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) (1872-1941). И знаете, открыла для себя много нового, подчас неожиданного...
В предисловии говорится, что источников мало и лишь немногие из них говорят о молитвенном опыте - в чем-то традиционном, а в чем-то совершенно новом. В этих молитвах, как правило, простой язык, славянизированный, или русифицированный, или даже просто русский и при этом - внутренняя сила духа. Отец Георгий Кочетков отмечает особую стилистику молитв. Члены братства епископа Макария (Опоцкого) просят в них не помощи в житейских делах и тому подобных вещах, подчас ведущих к потребительству, а совсем другого. Того, что в наше время может кого-то испугать, если не думать о том, что и гонения такой же силы могут прийти, и власть может поменяться, и тогда наследие новомучеников, не усвоенное нами, откроется с новой силой, обретя необходимую остроту нужности.
И вот, открываю текст с молитвами. Легла на сердце молитва Параклиту об укреплении веры и верости, в которой скорбно и сильно звучит одно из прошений: "... освободи нас от всебщего осквернения грехом неверия и соделай души наши верными Богу". Еще одна молитва. Исповедание веры. И готовность "... подражать Тебе и в Слове, и в Жизни, и в Любви Твоей ко братии, и в милосердии к окружающим, и в терпеливом перенесении всех унижений, оскорблений, страданий, изгнаний и самой крестной смерти". И последняя на сегодня - молитва Господу Иисусу о подражании любви Его, о собирании братства, где братчики просят "благодатной силы любить братьев, друзей и врагов так же самоотверженно - до крови - как Ты до конца возлюбил сущих с Тобою".
Интересны в этом сборнике толковательные переложения Молитвы Господней, псалма 90 и молитвы на "Блаженны", а также два приложения: "Из истории братства епископа Макария (Опоцкого) А. Будановой и "Да прославится чрез наше братолюбие Святое имя Твое" : Опыт молитвы братства епископа Макария (Опоцкого" З. Дашевской.
Избранные молитвы: Из наследия братства епископа Макария (Опоцкого). - М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. - 104 с.: илл.