Музей Танеева

Sep 05, 2015 23:35



На днях произошло знакомство с замечательным музеем Сергея Ивановича Танеева, что в Дютькове, под Звенигородом. Этот музей представляет собой деревянный дом XIX-го века, отдельно стоящий выставочный зал, рядом с которым располагается беседка (см. ниже). Он "вырос" снизу, из инициативы почитателей музыкального дара Танеева, а также из благодарной памяти жителей этой деревни, что, согласитесь, бывает нечасто. Я побывала там вместе с братчиками из малого православного Введенского братства, выехавшего в церковный детский лагерь вместе с детьми и их родителями. (Наше братство входит в состав Преображенского содружества малых православных братств.)

Сам лагерь начался в последние дни августа и затронул еще и начало сентября. Так вот, от экскурсии осталась в памяти гостеприимная атмосфера дома и образ самого Танеева - жизнерадостного человека, любящего природу и несущего по жизни "царственную простоту". Все вещи, переданные музею потомками из рода Танеевых: книги, мебель, посуда, одежда, -  отмечены печатью этой простоты. Запомнился шахматный столик. В шахматы Танеев любил играть со Львом Толстым. Уговор между ними был таков: кто проигрывает, тот и знакомит победившего с отрывком из своего нового произведения. В музее много фотографий. Все это люди, составляющие дружеский круг композитора. В него входили не только люди искусства, но и простые жители Дютьково.

Меня, конечно, интересовала духовная жизнь композитора. Частично она раскрывается в его музыкальных произведениях, таких, как кантата "Иоанн Дамаскин", музыка на конкретную молитву или псалом. Экскурсовод сказала, что Дамаскин интересовал Танеева с точки зрения истории гимнографии.  Но мне такое мнение показалось чем-то внешним. На мой вопрос, читал ли Танеев евангелие, она ответила, что неизвестно. А я подумала про себя о записи в дневнике Льва Николаевича Толстого, в которой он описывает, как общался с Танеевым о познании по Канту. Толстой там считал, что то, что мы познаем, и есть подлинное, Танеев же не согласился и ответил, что, как бы мы ни познавали мир, все равно он несет в себе тайну. Мне показалось, что ответ композитора соотносим со словами апостола Павла о том, что сейчас мы видим мир словно сквозь тусклое стекло, и значит, Танееву был знаком Новый завет. Все же в конце экскурсии было сказано, что композитор не считал себя церковным человеком, но говорил, что работает для Господа, этим и занят.

Это действительно так, потому что он был готов жениться только после пятидесяти лет или даже в семьдесят. А когда ему показалось, что он нашел свою избранницу, то в письме прямо сказал ей о своей занятости и спросил, готова ли она к такой жизни, какой жил он. В итоге все расстроилось, и он до конца жизни оставался одиноким.

Показалось интересным и то, что Танеев с молодости планировал свою жизнь, поделив план на две части: до пятидесяти лет и после. Но самым интересным все же была история создания музея. Так воплотилась память благодарных потомков, преодолев все препятствия непростого XX-го века. В общем, братчикам после экскурсии было чем поделиться и о чем задуматься...


        

музыка, Введенское братство, память

Previous post Next post
Up