Пронзительно настоящее интервью с церковным человеком, прошедшим катехизацию, - женой и матерью...
Оригинал взят у
e_katerinakul в
Матушка Анна Боева: «Начать с «нуля» - встать в позицию человека, который готов воспринять»Originally posted by
pravpapamama at
Матушка Анна Боева: «Начать с «нуля» - встать в позицию человека, который готов воспринять» Брать интервью у особенно дорогих людей, у тех, кто поучаствовал в твоей жизни, неимоверно сложно. Как и всегда, я старалась найти те вопросы, которые у самой меня рождаются и которые мне интересны - и надеюсь, многим другим, для кого существует наша группа ППМ.
Интервью смогли взять на семейной прогулке, на одной из лавочек о.Татышев. На коленях у матушки была годовалая Пелагия, отец Пётр со старшими Гавриилом и Аглаей гуляли неподалёку.
Дорогая матушка, я сама не из церковной семьи, и понятно, почему мне путь катехизации был так необходим в жизни. У Вас ситуация другая, хотелось бы узнать, зачем оглашение человеку, который с детства в церкви?
Для меня раньше понятие катехизации было совершенно незнакомым, хотя я росла в церковной семье. Мы с сестрой и братом, можно сказать, выросли в церкви, и вроде бы «всё знали», «всё исполняли, как написано». Когда муж начал вести катехизацию, я сначала вообще не понимала: что это такое и зачем это. Пока не стала замечать, что с людьми в процессе оглашения и общения что-то происходит. Происходят видимые перемены. И с этого момента я поняла, что, оказывается, я очень многого не знаю и не понимаю, и то, как можно измениться, как можно преобразиться, благодаря этим беседам, для меня стало настоящим открытием. Я смотрела на людей, которые оглашаются, я с ними очень тесно общалась, и просто не уставала удивляться - ведь знала, что эти люди были вообще нецерковными до оглашения, а я-то выросла в храме, но я так не могу, у меня так не получается!.. Именно тогда пришло понимание, что катехизация - это то, без чего ни одному человеку не получается стать настоящим.
Тогда я для себя решила, что мне тоже нужно пройти этот путь, от самого начала до конца. Мне было страшно начинать, потому что я видела, что происходит с людьми, как они меняются. А мне меняться вроде бы и не надо, я же вроде хорошая такая!.. Вот это и было страшно, потому что… придётся меняться! Придётся что-то мешающее в себе находить и это убирать.
Сейчас полгода уже, как хожу на оглашение, и страхи ушли. Мне хочется познавать, и меняться хочется. В самом начале я думала даже, может, мне не ходить, может, мне не надо, может, я не готова ещё. Но потом поняла, что мне это нужно.
Вообще я хочу сказать, что моя катехизация началась уже давно, очень давно, еще когда я была невестой моего будущего мужа. Мы общались, беседовали, и он открывал мне такие подлинные вещи - очень аккуратно и деликатно, не сваливая все сразу мне на голову. И когда был набор первой группы катехизации - три года назад, я, можно сказать, тоже принимала участие - и в беседах, и в общении с людьми. Но самой проходить и просто слышать - это совершенно разные вещи, потому я и решила, что мне этот путь нужно пройти самостоятельно. Начать с самого нуля, посещать все встречи - это совсем другое, это дисциплина (каждый понедельник приходишь), и общение с новыми людьми не по симпатиям (учишься общаться).
Встать в позицию «нуля», человека, готового воспринять - очень сложно, будучи «церковным», десять лет уже причащаясь, исповедуясь, «ведь я-то уже всё знаю!». А тут пришлось осознать, что ты многого по сути и не понимаешь, просто делаешь, как написано. И когда я начала ходить на свою катехизацию, стала мыслить немного по-другому, во мне что-то перевернулось, я увидела в себе то, что мешает мне. Раньше, когда замечала, думала: ну и ладно, ну усть будет, и так можно прожить, а сейчас понимаю: нет, это надо убирать, и это я стала так явно видеть! Благодаря катехизации появляется решимость к переменам.
Образ жизни Вашей семьи - путь открытости или обособленности?
Образ жизни моей семьи, как я его представляла себе до свадьбы, и каким он стал сейчас - изменился кардинально. Когда я выходила замуж, я представляла, что это МОЯ семья, и это МОЙ муж. Сейчас понимаю, что в плане общения, отдачи душевной, он не только мой, но и всех остальных людей.
Я понимала, что священник таким и должен быть, но как-то не настолько. Я всегда думала, что есть границы этой открытости, и они проходят как раз в семье. Но мой муж совсем по-другому мыслил, хотя я ему и говорила: «Куда ты? А как же мы?» Двое маленьких детей и я остаёмся одни, а он собирается и идёт изо дня в день делать Божье дело. И я это, конечно, понимала, но важно было это принять! Что он не только такой «мой», а «всехний».
От мамы отца Петра, моей свекрови, я слышала о первом священнике, с которым она общалась в своей жизни, и которого считает своим духовным наставником. Она всегда приводила мне его в пример тем, что его семья была очень общительной, что всегда были открыты двери в его доме, и она могла прийти к нему за советом, в любое время что-то спросить. Она считала это идеалом священника, это было то, что дало ей обрести веру. А я сидела, слушала её и думала: «Ну нет, у меня будет не так! Я так не хочу…» Но сейчас у нас всё именно так, и поняла я это не так давно, прямо приняла, что так и надо, что я не просто иду на уступку мужу, но сама считаю, что так должно быть.
У нас были гости всегда, но это всегда решалось очень аккуратно - «давай пригласим? - ну ладно, давай…», «давай ещё?.. - может, не надо уже, может, хватит, ну давай побудем семьёй…» Я всегда боялась, что мне не хватит общения с мужем, что мне его и так не хватает, а тут ещё гости в доме... Мне было непонятно, зачем гости, ведь это же НАША семья. Я этого не понимала, хотя всегда была рада гостям, но очень сдержанно к этому относилась.
Буквально год назад я приняла этот другой образ жизни семьи - и мне так легко стало, что дом всегда открыт, «звоните и приходите, когда хотите». И мне всегда муж говорил и говорит сейчас, что чем больше отдаёшь, тем больше приобретаешь. А когда семья замыкается в самой себе - «ну и что мы, посидим, посмотрим друг на друга, а никто эту нашу любовь не видит, не вдохновляется!» И это мне тоже открылось сейчас. Сейчас и гостей много, и остаются они допоздна, но и нам хватает времени на двоих!
Хотя сказать, что мне «хватает» мужа, я не могу, мне его никогда не хватает, с самой дружбы! Мы дружили на расстоянии - он в семинарии был, я в Канске. Вот оттуда идёт такой «дефицит», жажда общения с ним. И до сих пор это есть. Может, это и хорошо? Постоянно хочется быть вместе, и командировки его, поездки, которые я так не люблю, несмотря на это рождают прекрасные чувства. Теперь дом наш открыт для гостей, мы очень рады, дети наши любят, когда к нам приходят братья и сёстры, это все их первые друзья, они играют вместе. И мне нравится, что дети общаются со взрослыми и учатся у них, как общаться и как себя вести. И для меня это отдых, пока с детьми играют, можно заняться делами. Поэтому все наши друзья - мои первые помощники.
А как же в доме могут быть гости, когда появляются маленькие дети? Считается ведь, что нужно максимально отгородить ребёнка от внешнего мира в первый год жизни?
Да, я прошла это, когда была с двумя маленькими детьми. Сейчас смотрю на наших сестёр и вижу, как они не боятся жить активно, бывать в храме, принимать гостей с маленькими детьми, то я очень радуюсь! Я не была такой, и жалею об этом. У меня было в то время чувство обособленности: «не надо мне помогать», «не лезьте». Хотя люди вокруг, они ведь очень помогают с детьми, и отвлечь могут, и подержать детей в храме. Вот так сейчас у нас и бывает на Богослужениях: раз, и забрали детей - очень хорошо! Прекрасно! В этом плане я очень изменилась.
Быть многодетной мамой - это Ваше решение с детских лет?
Я всегда мечтала о большой семье, я сама из такой семьи и отец Пётр тоже. Это меня никогда не пугало, просто я не думала, что это случится так быстро. И что растить детей так сложно и тяжело. Оказывается, родить - это самое лёгкое. Потом открывается, что путь впереди ещё вон какой!
Когда родился Гавриил, я решила, что всё должно вокруг него строиться. Весь режим дня семьи, питание, всё. Поехать куда-нибудь в то время было для меня сверхъестественным! «Как же он не поспит и не поест в назначенное время?» С Аглаей уже было проще, с Пелагией вообще - мы ездим везде. Сначала дети были центром нашей жизни, потом это изменилось, теперь главное для меня - это отношения мои с мужем. Потому что именно отношения, а не слова в первую очередь воспринимают наши дети. Главное, чтобы у нас был мир, понимание, тогда и дети откроют это, видя любовь и наше общение.
Конечно, мы много времени уделяем, чтобы выехать куда-то и побыть вместе всей семьёй, хотя мы с отцом Петром в это время могли бы что-нибудь другое поделать, для себя. Но нет, общение и совместное проведение времени - в приоритете. Но так чтобы весь день вокруг них выстраивать - этого нет, это ушло. Внутренне я поменялась, и потихоньку изменяется и сама наша жизнь. И это всё благодаря моему мужу.
Нужно понимать, что всех домашних дел не переделаешь никогда. Дел всегда миллион. Ты как начал с утра, и можешь до вечера что-то делать: то там, то сям. А с детьми тоже всегда справиться не получается, где-то мультфильмов много насмотрятся, где-то поссорятся, суетно бывает больше, чем сложно. Морально тяжело бывает решить их проблемы: когда поругались, когда поделить что-то не могут, разобраться, и чтобы в мире остаться, и чтобы поняли, как правильно сделать.
Трудно ли с детьми участвовать в Богослужениях?
Да, мы сейчас практически всегда бываем в храме на Богослужениях. Ехать я не боюсь, потому что знаю, что там «расхватают» моих детей, по крайней мере, хотя бы с одним побудут. Нам очень помогают наши друзья: привозят в храм, увозят. Это большая помощь. Когда у меня было двое детей, было намного сложнее.Братья и сёстры очень помогают, мы всегда можем позвонить и узнать, если кто может, тот довезёт.Я хорошо сейчас стала понимать, как много зависит от родителей - от того, какие у нас страхи, и от того, какие усилия мы готовы совершать ради того, что наиболее важным считаем в жизни.
Сейчас многое изменилось: отец Пётр стал оставлять мне машину, мой младший брат Иван помогает и заботится. Кстати, он тоже ходит на катехизацию в параллельную группу, и я очень хорошо вижу перемены в нём, глубокие перемены, то, как он по-настоящему стал участвовать сейчас в моей жизни и в жизни нашей семьи.