Есть такая особенность!

Jul 27, 2015 10:56

Друзья! Рекомендую! Опыт катехизации на приходе собора во имя святого равноапостольного князя Владимира (СПб). Катехизация (оглашение) помогает человеку разобраться с наболевшим, понять, что благодатнее отдавать, чем получать, обрести навык веры, млитвы и жизни по вере, а также обрести общину, общение в которой помогает в личностном возрастании.

По пути в Церковь

Одна из особенностей Князь-Владимирского собора - устоявшаяся система оглашения (воцерковления). То, что сегодня рекомендовано священноначалием для всех приходов, действует в соборе уже 17 лет. За это время прошли оглашение около 800 человек.


На что опираться?

Оглашение - практика, уходящая корнями в первые века христианства. Уже у святого Ипполита Римского в «Апостольских преданиях» (III в.) мы читаем подробное описание того, как следует проводить катехизацию.

- Мы на оглашении ориентируемся на опыт Древней Церкви, - говорит руководитель огласительной системы собора протоиерей Виктор Иванов. - Оглашение - это не просто рассказ людям о том, как хорошо жить с Богом в Церкви, а реальный путь научения покаянию как изменению образа мышления и образа жизни.

В Древней Церкви оглашение длилось три года, в наши дни - от двух недель до нескольких месяцев. В Князь-Владимирском соборе готовятся ко Крещению год. Еще одно немаловажное отличие: сегодня многие из приходящих на оглашение - уже крещеные люди, желающие воцерковиться. Им, как и некрещеным, важно понять: полноценная церковная жизнь невозможна без вхождения в общину. Община на собственном примере учит оглашаемых жить в Церкви. Именно поэтому правильная катехизация - не только цикл бесед на заданную тему, но и процесс приобщения верующего к Телу Христову, путь, который человек должен пройти лично.

С чего начать?

В древности, чтобы стать оглашенным, нужно было ответить на вопрос: имеет ли человек веру, достаточную, чтобы слушать Слово Божие? «Те, которые впервые приводятся к слушанию Слова, пусть приводятся сначала в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере. И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова» (Ипполит Римский, «Апостольское предание»).

Сегодня в Князь-Владимирском соборе поступают так же. Перед началом годичного курса огласительных бесед проходят открытые миссионерские встречи, во время которых начинается общение с пришедшими людьми: простыми словами катехизаторы говорят о Боге, о Церкви, об оглашении, о том, что предстоит серьезный духовный путь. Многие уже на первых встречах понимают, что им сюда не надо. Другие остаются. Набор на оглашение в Князь-Владимирском соборе проводится 2-3 раза в год.

Три этапа

Те, кто принял решение пойти на оглашение, делятся на группы по 15-25 человек. Под руководством священников и катехизаторов в течение года они учатся правильно читать и понимать Священное Писание, понимать и реально участвовать в богослужениях, правильно молиться, по-христиански строить свою жизнь. Весь курс оглашения делится на три этапа. На первом оглашаемым предлагают узнать Закон Божий, согласиться с ним, полюбить его и привести в соответствие с ним всю свою жизнь. На втором - проводят беседы на разные важные богословские темы, по Священному Писанию, истории Церкви, о жизни в Церкви и многое другое. Перед праздником Пасхи или Рождества Христова бывает Исповедь как итог пройденного духовного пути. Готовившиеся ко Крещению принимают его при участии народа Божия, который своим «аминь» свидетельствует о вступление в Церковь новых членов. Далее третий этап - тайноводственные беседы, то есть введение в догматическое учение Церкви. После окончания оглашения все группы встречаются с настоятелем.

Что дальше?

Прошедшие таким образом оглашение обычно начинают жить глубокой, активной, ритмичной жизнью в Церкви, которая осознается как общая жизнь во Христе. Радости, трудности и печали друг друга проживаются вместе. Так создается и пополняется приходская община собора, центром жизни которой, несомненно, является Евхаристия как общее служение Богу.

Игорь Межов, катехизатор

- Через молитву «Отче наш» мы видим, как Спаситель открывает нам удивительную тайну: оказывается, мы - люди - тоже имеем возможность стать сыновьями и дочерьми Богу Отцу. Но чтобы этого достичь, просто сказать: «Отче наш» мало, нужно искренне исповедовать это чувство, взрастить в себе осознание сыновства Богу. Для этого Господь дает нам средство - Церковь, именно в ней мы можем реализовать свое призвание быть Богу сыном или дочерью, а значит - стать братом или сестрой друг другу, увидеть друг в друге родного человека и начать жить друг для друга. Именно таким образом формируется церковная община - семья родных по духу людей, центром жизни которых является Христос. Врастание же человека в общину происходит через катехизацию, где священник со своим помощником катехизатором помогают стремящемуся в Церковь человеку найти правильный путь и не сбиться с него.

Роль катехизатора в своем роде уникальна, он воспринимается как человек, ближе находящийся к мирянам, как своего рода пример, более доступный, чем священник. Это обстоятельство накладывает особую, дополнительную ответственность на катехизатора. Ну а в итоге мы все - и священники, и миряне - становимся близкими, родными друг другу людьми, ведь сила духовного родства, как известно, может быть гораздо больше родства по крови.

Оглашаемые

У каждого пришедшего на огласительные беседы своя мотивация. Часто люди просто ищут поддержки, теплоты. Юлия 15 лет была прихожанкой другого храма, работала HR-директором в крупной компании. Но неожиданно ставку сократили…

- Для меня это был настоящий удар. Самое смешное, что до увольнения просила у Бога денег, чтобы с кредитом расплатиться. И Он мне их дал. В виде увольнительных… Около полугода не могла найти новую работу. Высвободилось много времени, хотелось какого-то утешения, и я стала заходить в Князь-Владимирский собор: он рядом с домом. Так и оказалась на огласительных беседах. И они мне помогли не просто понять свое положение в Церкви, но и по-новому взглянуть на отношения с Богом: теперь я хочу не столько получать, сколько отдавать.

У Дмитрия другая причина:

- Раньше я представлял себе отношения с Творцом по принципу «господин - раб». Думал, что всё время должен что-то вычитать, где-то отстоять... А сейчас понял, что спасение - это процесс взаимный, соработничество человека с Богом, причем человек здесь не раб, а сын.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=82318

миссия и катехизация, церковная жизнь

Previous post Next post
Up