Н.Л. Трауберг: "Давайте устроим пир!"

Apr 15, 2015 17:31



Совершенно замечательная статья Юлии Зайцевой, в которой можно прикоснуться к опыту Натальи Трауберг и увидеть и в себе жажду подлинного гостеприимства и подлинного общения. Рекомендую!

Ежегодный симпозиум памяти Н.Л. Трауберг был посвящен теме «Гость на пиру»: образы трапезы и гостеприимства в философии, богословии, культуре»


Ежегодный, уже шестой по счету симпозиум памяти известного переводчика и христианского просветителя Натальи Леонидовны Трауберг (1928-2009) состоялся 4-5 апреля в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея (ББИ). Как всегда, встреча богословов, филологов, историков, искусствоведов была приурочена к годовщине кончины одной из основательниц ББИ. Организаторы каждый раз выбирают новый аспект столь важной для Натальи Леонидовны темы пира (в самом широком смысле). Шестой симпозиум посвящен очень близкой Наталье Леонидовне - не только литературно, но и жизненно - теме гостеприимства.

Об особом отношении Н.Л. Трауберг к этой теме рассказала ее дочь Мария Чепайтите. Она вспоминала о том, как мама любила дружеские трапезы, как в гостеприимный дом приходили разные люди, и все беседовали вокруг жареной курицы, которая, по словам Сергея Сергеевича Аверинцева, воспринималась как «символ частной жизни и домашнего счастья». Кстати, курицу приносил и умело ее жарил никто иной, как о. Александр Мень, в это время Аверинцев терпеливо ждал, а хозяйка дома «что-нибудь подмурлыкивала». Эти трое положили начало Честертоновскому обществу, избрав его председателем кота Кешу.

В доме у Натальи Леонидовны пировали В.А. Успенский, Тимур Кибиров, многие другие интересные люди.

Эти теплые воспоминания, в которых непременно присутствует особый мягкий юмор Натальи Леонидовны, делают ее память совершенно живой, сказала, открывая симпозиум, проректор ББИ Ирина Языкова. По ее словам, Н.Л. Трауберг очень многое оставила после себя: книги, лекции, свое общение, «точные этические диагнозы». Сама она была невероятно щедрой, продолжила И.Языкова, любила пиры и застолье именно из-за возможности теплого дружеского общения. «Давайте устроим пир!» - многие друзья и близкие помнят этот призыв-приглашение Натальи Леонидовны, которая могла соорудить пир из самых простых вещей. «Многим из нас она открыла целые миры, давала критерии ко всему, учила радоваться жизни и принимать другого в любом его обличии. Она много придумала в жизни такого, что потом жило и живет, и дает плоды», - сказала И. Языкова. Один из таких плодов - симпозиум. Сначала организаторам казалось, что тема пира исчерпается за два-три года, но вот уже шестой раз все собираются, появляются новые участники, пир духа и разума не иссякает.

Первый доклад был посвящен трапезе на Афоне. Тележурналист, переводчик   Максим Клименко назвал его «Литургия после Литургии». Он рассказал о том, что монашеская трапеза несет на себе печать античных симпозиев и иудейской сакральной трапезы, объяснил значение греческих слов, которыми обозначаются элементы литургической трапезы, ее ход, а также прокомментировал местоположение афонских трапезных относительно храмов.

Преподаватель ББИ Елена Федотова ежегодно представляет доклады на библейскую тему. Не стал исключением и этот симпозиум: «Пир для гостя в Библии», - такую тему она выбрала. На примере библейских текстов Е. Федотова показала, что гость в Ветхом Завете всегда воспринимался как Божье посещение, испытание и благословение, поэтому и заповедь гостеприимства считалась одной из главных.

Лидия Гаврюшина (Институт славяноведения РАН) рассмотрела очень популярное на Руси житие Саввы Сербского, в котором большое место занимают мотивы гостеприимства, странничества, встреч и трапез. Эти события во многом раскрывают духовный смысл пути святого.

Известный литературовед Ирина Багратион-Мухранели (ББИ, СТПГУ) посвятила свой доклад трансформации образа гостеприимства в русской литературе XIX века - от трагичного (А.К. Толстой, «Двух станов не боец») до комичного (Н.В. Гоголь, В.А. Соллогуб «Тост»). Докладчица коснулась также темы усадебной культуры, в которой гость был не просто желателен, но обязателен и даже зазывался.

Ирина Языкова представила современный опыт интерпретации образа застолья у грузинских художников, которые сохраняют и по-новому осмысливают традиции Н. Пиросмани. Особенно интересным докладчице представляется Ладо Тевторадзе, который показывает простой народ, сохранивший традиции встречи гостя, застолья, тоста, а также музыкальные традиции, в том числе - религиозные. В обсуждении докладов участники коснулись темы разрушения гостеприимства в советское время, когда усадьбы сократилась до комнаты в коммуналке, а случайный гость стал ассоциироваться с кошмаром, страхом («ночные гости» увозили людей в неизвестность на черных воронках).

Второй день симпозиума порадовал участников докладом Юрия Фрейдина «Мотив «гостя» и «пира» в русской поэзии XX века (Пастернак, Мандельштам); совместным докладом двух сотрудников Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Натальи Ликвинцевой и Светланы Панич, посвященным образу дома и гостя в творчестве прп. Марии (Скобцовой); сообщением Елены Сморгуновой (колледж «Наследие») «Гость на пиру - непрошенный? незваный? или «сожитель» (лат. Conviva), «сотрапезник»? и другими. Светлана Мартьянова (ВлГУ, Владимир) посвятила свой доклад теме «Трапезы, застолья, гостеприимство в творчестве Т.А. Кибирова». А ее коллега из Владимирского госуниверситета И.Снегирев обратился к мало изученной теме «Рождественские братания на Рождество в годы Первой мировой войны в художественной литературе».

Юлия Зайцева

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=61871

общение, человек созидания

Previous post Next post
Up