Как считает в этом интервью протоиерей Геннадий Фаст, братство и община - "все взаимосвязано". Не можем с ним не согласиться. Формы могут быть разными, но суть одна - общение и служение как общая жизнь во Христе!)
О. Геннадий Фаст: “Человек нуждается в общинной жизни”
Времена “больше двух - не собираться” прошли. Теперь верующие могут не только свободно встречаться в храме для молитвы, но и вместе совершать дела милосердия, научаться вере. Откуда в Русской православной церкви берёт начало практика создания общинной приходской жизни и каковы могут быть формы собраний, об этом мы поговорили с настоятелем Градо-Абаканского храма святых равноапостольных Константина и Елены Геннадием Фастом.
- Отец Геннадий, почему всё-таки необходимо верующим собираться не только в храме для совместной молитвы, но и устанавливать общинную жизнь в других формах?
- Христианская жизнь охватывает весь круг жизни человека. Она не сводится только к храмовому богослужению. Наоборот, если только так, то складывается двойной стандарт жизни: в храме человек святой, а как выходит за церковную ограду, у него меняются лицо, внешний вид, лексикон, гардероб, образ жизни. Живёт в двух непересекающихся мирах. Это плохо. У христианина должен быть один стандарт, когда вера пронизывает все сферы жизни. С верой и семья становится домашней церковью, она сберегается и проявляется и в общении с ближними, и, естественно, укрепляется в храмовом богослужении, ведь оно является кульминацией нашей преданности Господу. Человек не может жить вне общества. И общинную жизнь он всё равно интуитивно ищет, но находит её в миру. А когда наша молодёжь христианская бежит в мир, то встречает в нём другие идеалы, музыку, танцы, образ жизни. В принципе, то же самое у пожилых людей: им тоже общение нужно. Да, настаёт возраст (порой и духовный, и земной), когда человек уже ищет одиночества, уединения, стремится быть один на один с Богом. Но в основном общение нужно всем.
Например, монастырь по своей природе - киновия (по-гречески), или община, коммуна. Братия живёт общинно: у них общее хозяйство, жительство, трапеза, молитва и послушания. Это идеал христианской жизни. Вне монастыря люди-то такие же: не могут быть отшельниками, тоже нуждаются в киновии, в общинной жизни. А она, по сложившейся у нас многовековой традиции, исключительно богослужебная. Поэтому верующие люди восполняют потребность в христианском общении еще и другими собраниями. Пожалуй, наиболее ярко и впечатлительно это происходит в приходах Русской Православной Церкви за рубежом. Люди после храма не расходятся. У них чаепитие, агапы (трапезы любви), общение, поют песни, беседуют. И они недоумевают, почему этого нет в отечестве.
- Каковы могут быть формы такого общения?
- Они зависят от возраста. Одно дело - дети. Они могут, например, общаться в приходских воскресных школах, которые, к счастью, в основном уже есть везде. С молодежью проблема абсолютная. Редок приход, где есть молодёжное общение. В результате молодые не становятся нашими прихожанами. В лучшем случае заходят по какому-то поводу. Но не составляют ни костяк прихода, ни его опору. Вся жизнь у них где-то за пределами храма происходит. А ведь молодость - такой возраст, когда человек нуждается в общении с ровесниками, поэтому необходимо молодёжное общение. Оно может проходить в разных формах. Это могут быть и агапы, и научение православной вере, и велопробег, и пикник, и поход, и обсуждение книги или фильма… Сами разберутся, что им нужно. Всё это, конечно, требует пастырского окормления, попечения, благословения, но вовсе не всегда пастырского присутствия. Молодые иногда должны быть предоставлены сами себе. Очень важно, чтобы были молодёжные лидеры. Святейший патриарх Кирилл, вступая на патриарший престол, обозначил именно эту часть церковного служения для себя как приоритетную и основную - приобщение молодёжи к Церкви. Потому что именно здесь, в нашей Церкви, увы, самые очевидные промахи. Молодёжь мы бездарно теряем. Зато её талантливо приобретает протестантский мир. Он переполнен молодёжью.
Безусловно, в основе молодёжного собрания должно быть Слово Божье.
Людей в более позднем возрасте, не собирающихся для совместного общения после богослужения, конечно, легко понять. Жён ждут мужья, мужей - жёны, дети, хозяйство. Но это не значит, что никогда этого не надо делать. Сейчас Священный Синод даже разослал документ по всем епархиальным преосвященным с приглашением высказаться. Ряд пунктов посвящены созданию общинной жизни.
Из примеров нашей сибирской жизни православных приходов. В Курагино по понедельникам проходили дни трудолюбия. Отец Александр Васильев такую практику учредил. По воскресеньям после литургии проходила агапа, прихожане трапезничали, общались, а в понедельник приходили, чтобы потрудиться для храма и после этого вновь собраться. В результате храм превращался в цветник: там всё благоухало, дышало. Но не каждый так может. Кто-то собирается непосредственно для изучения Библии, создаёт библейские кружки, проводит библейские занятия.
- А каковы могут формы совместного служения во славу Божию?
- Естественно, в наше время каждая епархия имеет так называемый социальный отдел. Это епархиальная, чиновническая, можно сказать, структура, которая призвана организовать, обеспечить, проследить, чтобы это служение было на каждом приходе. Существуют у нас хорошие сестричества, опекающие больницы. Это может быть опека людей престарелых, немощных, в домашних условиях или в домах престарелых, детей в детских домах. Или в наше время - оказание помощи беженцам из Украины, которые есть уже почти во всех городах.
- Но эта форма ведь вырастает из братства, из общины?
- А всё взаимосвязано. Она вырастает из братства, а братство вырастает из совместного дела.
- Просто бывает так, что совместное дело перекрывает научение, и люди ставят дела выше, чем служение Божье.
- А разве дела не есть служение Господу? Тут я бы не стал противопоставлять. И формы дел могут быть различны. Не каждый священник может собрать людей вокруг Библии. Вот он так не устроен. Но зато он может собрать людей вокруг чего-то другого и тоже во славу Господа.
- А не будет подмены, что люди будут только делать дела, а не научаться вере, не стремиться Бога познавать?
- Вы знаете, перекосы могут быть всегда и везде. В том числе и в научении.
- А в научении какие могут быть перекосы, которые нужно учитывать?
- Когда это становится самоцелью. Уже не Господь, а сам принцип катехизаторской группы становится важнее Господа. Такое тоже бывает. Попросту говоря, можно научение превратить в говорильню.
- Отец Геннадий, разрешите уточнить. Вы говорили, что есть возраст, когда человеку хочется уединиться. Это возраст физический или возраст духовный?
- И так, и так. Чаще это происходит в старшем возрасте. Спросите пожилого человека, кто его друзья? Выяснится, что его настоящие друзья - те, с кем он дружит с юности. В пожилом возрасте приобретаются знакомые, приятели, соседи… В пожилом возрасте человек уже немножко другой. Это нормально. Ведь и в монастыре по-разному устроено. Для новоначальных обязателен общежительный монастырь, и Слово Божие монахи постигают вместе, и жития святых, и служат, и послушания несут, и за трапезой собираются, в келейном корпусе живут, - всё они делают вместе. А когда человек обретает духовную зрелость, то устраиваются и скиты, вплоть до того, что монахи уходят в отшельники. И мы уже не видим, чтобы Серафим Саровский, или Иоанн Крестьянкин, или другие старцы были компанейскими, в смысле участия в жизни общины. Это уже другой уровень, с другими жизненными задачами, потребностями.
- Как устроена община у вас?
- Вы имеете в виду Абакан? Я бы сказал, что тут довольно обычный приход, который расходится концентрическими кругами: от тех, кого бессознательно приносят креститься и отпеть, до активных. Есть та активная часть прихода, которая и по храму что-то совместно делает. Помимо приходских служб, у нас время от времени практикуются агапы. Проводятся ежевоскресно библейские беседы. Но это, опять-таки, моя специфика. Помимо того, есть лекторий, на который собираются где-то и те же, где-то и другие люди.
- Как часто у вас проходят агапы?
- В дни православных праздников.
- По вечерам или сразу после Литургии?
- Чаще после Литургии.
Беседовала Татьяна Антипьева, интернет-газета “София”
http://pravsiberia.ru/o-gennadij-fast-chelovek-nuzhdaetsya-v-obshhinnoj-zhizni/