Одна знакомая на днях посетовала, что ужасно себя чувствует, ощущая свое недостоинство, типа не видно нигде и звать никак. А я почему-то сразу же вспомнила книгу иеромонаха Габриэля Бунге "Акедия" и посоветовала ей прочитать ее, чтобы понять, связано ли это ее состояние с унынием, а потом вместе и обсудить. Вот, перечитываю, нахожу и для себя интересное - про норму христианскую. Может, и вам пригодится)
Когда читаешь книги, посвященные аскетике, они, как правило, устремлены к описанию негатива и тем духовным упражнениям, которые могут помочь противостоять той или иной страсти. А в книге Бунге, помимо этого, есть соотнесенность с нашим временем, что важно. Кроме того, я нашла замечательное описание нормы того духовного состояния, к которому стоит стремиться и при котором нет и признака уныния.
Но сначала немного об Евагрии Понтийском, чье учение рассматривает Бунге в свое книге. Родился Евагрий ок. 345 года по Рождеству Христову в городе Иворе (это территория соверменной Турции). На своем пути жизни он сблизился с Василием Великим, а после его кончины и с Григорием Богословом. Монашество он принимает в довольно позднем возрасте, ближе к 40 годам, и выбирает пустынный образ жизни. Его наставником становится св. Макарий Великий, ученик св. Антония Великого. Упокоился Евагрий в 399 году, оставив после себя богатое духовное наследие.
В своей книге "Акедия" Бунге сосредотачивается на грехе уныния и на том, как этому унынию противостоять ("акедия" в переводе с греческого и есть "уныние"). А теперь о норме, к которой стоит стремиться, борясь с унынием и с прочими напастями, в виде страстей. Мысль Евагрия Понтийского дана в переводе А. Сидорова:
"Находясь в разумной части души, добродетель называется благоразумием, разумением и мудростью; в желательной части - целомудрием, любовью и воздержанием; в яростной части - мужеством и терпением; во всей же душе - праведностью".
Бунге Габриэль, иером. Акедия : Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии/Пер. с нем. Д. Сизоненко. Рига : ФиАМ, 2005, 144 с. С. 56.