«Старец всея России» Свящ.
Георгий Кочетков: несколько слов о святом Серафиме
19 июля исполнилось 255 лет со дня рождения русского святого, чудотворца Серафима Саровского
Место св. Серафима Саровского в церковной истории, может быть, станет более понятным, если попытаться сопоставить его со св. Симеоном Столпником. Прп. Симеон и прп. Серафим ознаменовали собою переход к новым этапам в истории христианской аскетики. Но один завершил этап ее становления в рамках константиновского периода церковной истории, а другой стал провозвестником конца константиновской эпохи в ее завершающей стадии. Св. Симеон закончил свой подвиг на столпе, а Серафим Саровский начал с него. Первый уходил из мира и от мира все дальше и дальше, второй же все больше приближался к нему. Если первого можно назвать, по удачному выражению
архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского), символом «черного», то второго - символом «белого» иночества. Хотя оба они усмиряли плоть ради собственного спасения и возвышали свой дух ради спасения всех - и тех, кто жил «при дороге», и тех, кто засорил себя терниями забот и грехов, и тех, чье сердце окаменело от бесчувствия и бездушия.
Св. Серафим Саровский - основатель именно русского типа старчества, он, по выражению о. Валентина Свенцицкого, «старец всея России». Он верил, как жил, и жил, как верил, - в правде, мире и радости во Святом Духе. Он на деле, в служении показал свое старшинство в церкви. Он же - основатель и монастыря в миру. Это св. Серафим как бы говорит нам задолго до Ф.М. Достоевского: «Иди в мир, там мира нет», что и значит - «стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся»...
Все выступление
свящ. Георгия Кочеткова на международной конференции, проходившей в Бозе, Италия, 19-21 сентября 1996 г., читайте по ссылке:
http://www.psmb.ru/obshchinno-bratskaja-zhizn/u-kogo-my-uchimsja/statja/starec-vseja-rossii/