Собирать со Христом ...

May 13, 2014 16:33



Сегодня - 210 лет со дня рождения Алексея Хомякова (1804-1860). Он родился 1 (13) мая в старинной дворянской семье и остался в нашей памяти как "рыцарь Пресвятой Богородицы", "рыцарь Церкви", автор книги "Церковь одна". Что же главное в таком его подходе к церковной жизни?



Приоритетом для Алексея Степановича Хомякова была истина Христова и подлинная духовная свобода. Он делал акцент не на формуле графа Уварова:  "Православие. Самодержавие. Народность", - а на том, что Церковь - Единая, Святая, Соборная и Апостольская, сохраняющая свое преемство с первоапостольским временем. В такую свободу трудно войти, ведь это - не свобода от внешних ограничений, не как условие личной независимости, не как свобода выбора, самоутверждения и самореализации - то есть не свобода, понимаемая индивидуалистически. Нет! Это свобода, понимаемая по-евангельски: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32). Вхождение в свободу Христову осуществляется по мере воцерковления человека, освящения его пути как освобождения затемненных "уголков" сердца от мирских страстей, по мере напоенности человека плодами Святого Духа.

Свобода во Христе и истина есть главные признаки соборности. Без них трудно собирать себя во Христе и собираться с братом (сестрой) во Христе, да так, чтобы Христос - посреди нас, или между нами. И здесь в силу вступает предостережение Господа: "Кто не собирает со Мной, тот расточает" (Мф 12:30). Принцип своей личной ответственности за эти слова Хомяков очень хорошо осознавал и проживал. Наверно, Господь дал ему такого мудрого восприятия церковной жизни как личное откровение, которым он щедро делился со своими единомышленниками и продолжает делиться с нами. Он защищал такое восприятие соборности от своих оппонентов, воспринимавших все в политически окрашенном свете.

Свобода для него стала служением и подвигом! А слова святого апостола Павла: "К свободе призваны вы, братья" (I Петр 2:16 и др.), - воспринимались им как призыв к действию. Значит, как результат духовной работы над собой, то самое творческое усилие любви, которое делается в процессе сужения пути ради Христа и его Церкви. Во всем этом есть особая тайна отношений человека как "раба, ничего не стоящего", с Богом, Который дает ему дар свыше в ответ на каждодневное усилие труда собирания в Церкви, в духе любви, смирения и молитвы. Соборность для Хомякова воплощается в дарах Духа Святого и ничего общего не имеет с коллективизмом и духом индивидуализма. Соборность - явление не политическое и не социально-общественное, а кафолическое, вселенское, ведущее к полноте раскрытия даров Духа - в Церкви, вопреки духовному охлаждению, авторитету власти и всему негативному, что связано с духами "злобы поднебесными".

"Свободные во Иисусе Христе суть едино в Нем, а где нет единства, там рабство принуждения; там свобода мнимая, свобода в глазах человеческих, но не в очах Божиих. Кто отрицает христианское единство, тот клевещет на христианскую свободу, ибо единство - ее плод и ее проявление", - писал Хомяков.

Его наследие помогает нам лучше осознавать такие принципы церковной жизни, как церковность, личностность, неиерархичность, ответственность и др., прорываться к норме церковной жизни, полноте ее духа и смысла и общаться друг с другом, исповедуя совестью и жизнью своей эти прекрасные слова: Христос посреди нас!

Будем благодарить Бога за рождение в XIX веке такого "рыцаря Церкви", как Алексей Степанович Хомяков!

свобода, А. С. Хомяков, церковная жизнь

Previous post Next post
Up