Идет Неделя о блудном сыне, когда полезно осмыслить себя еще и под этим углом зрения. Перечитывая притчу, я обратила внимание на веру в то, что мертвый может ожить. Отец говорит об этом своему старшему сыну: "брат твой этот мертв был и ожил, пропадал и нашелся" (Лк 15:32; в пер. еп. Кассиана). Как это, "был мертв и ожил"?
Вот "блудный сын" остался ни с чем и стал нуждаться. Та самая стадия мертвости, когда все мысли о насыщении чрева. Крутишься как белка в колесе, с одной, единственной мыслью: поесть бы. Или: как бы выпить? Как бы закурить? И во всем этом - полное одиночество, разорванность всех человеческих связей и отношений. Памяти никакой, словно отшибло!
И вот, в этом состоянии мертвости, в блудном сыне начинает происходить нечто, какой-то процесс самопознания, какое-то воспоминание о себе прежнем, несущем в себе достоинство человека, попранное своим выбором, обстоятельствами и временем. Меня всегда удивляла таинственность этого процесса. С чего это вдруг в нем проснулась живая жизнь? Как это, он пришел в себя?
Свт. Феофан Затворник в "Пути ко спасению" пишет о волнах благодати, которая незримо овевает каждого из нас, пока мы уперто строим свои планы, неважно: грандиозные они или мизерные, направленные на самообслуживание. Значит, какой-то своей клеткой, еще не до конца умершей, можно уловить искру этой Божьей благодати и впустить ее в себя. И "мертвое" загорится, может быть, не сразу, а постепенно. В русских народных сказках этот "приход в себя" назван словом - очнуться: очнулся Иван-царевич...
Но мы знаем, что христианство - это не только вера в Бога, но и вера в человека. Неся в себе волну благодати, можно поделиться ею, встретившись с таким омертвелым человеком, поделиться с ним своей верой. А как это? О. Иоанн Привалов говорит, что верить в блудного сына можно только через Христа. если я верю в Христа, то тогда верю и в тех, с кем Он меня сегодня соединяет. Христос. Ведь именно Христос рассказывает эту притчу! Именно Его отправил Отец Небесный на поиски каждого блудного сына Своего. Христос собирает таких "блудных сыновей". - Мне ли высматривать их грехи?
"И придя в себя, он сказал: "у скольких работников отца моего хлеб в изобилии, а я здесь погибаю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном; поступи со мной, как с любым из твоих работников" (Лк 15:17-19; в пер. еп. Кассиана). И вот, радость великая! "Нашелся"!