Еще один доклад - Сергея Сергеевича Аверинцева, из сборника "Личность в церкви и обществе", который захотелось перечитать. Если не ошибаюсь, он опубликован только здесь, в этом сборнике! Тем интереснее будет размышлять о глубине подачи материала.
Это короткий, но емкий, доклад о Сыне Человеческом, с точки зрения "критерия и предмета человеческой рефлексии" (33). Непросто войти в тайну Вочеловечения. Аверинцев говорит о том, что, кроме взаимодействия еврейской культуры и эллинизма, важна при этом вхождении и еврейская традиция. Например, выражение вроде "Слово Господне" мы постоянно встречаем в Таргумах.
Человеческий Лик Иисуса отрицали многие. Поэтому так важны плоды Халкидонского Вселенского собора. Но противостоять "тонкому монофиситству" приходится и после этого собора, веками. Так, как противостоял и св. Тихон Задонский - "великий наставник в любви к страдальчески-человеческой Личности Богочеловека!" (34). А в XIX-XX вв. появилась еще одна опасность - отрицание "историчности" (34) Иисуса, т. е. именно Его человеческого естества. Советское "воинствующее безбожие" боялось этого более всего. Если какой-нибудь атеистически настроенный советский ученый решался поискать у римских авторов (и находил!) "глухое упоминание" о "христианах как почитателях некоего "Хреста", то напечатать такое в ученом издании было чрезвычайно трудно, если не невозможно.
Поэтому такое "необъяснимо иррациональное психологическое воздействие на читающую публику в Советском Союзе оказал роман М. А. Булгакова" (35). Души советских читателей предчувствовали, что, если они встретятся с человеком Иешуа, "даже в таком смутном и маргинальном изображении, отдающем и Ренаном, и Крамским, и Ге", то для безбожия наступит конец. Потому что даже такой Иешуа слишком полон "человеческого, слишком человеческого". Пробуют войти в эту тайну Вочеловечения светские люди "словесности, искусства, кинематографии", исходя из соображений веры или вкуса. Но все это неприемлемо! Невозможно Личность Богочеловека "редуцировать к предмету опредмеченного изображения". Не случайно евангелисты так решительно воздерживаются от "литературного портретирования" Иисуса.
"Индивидуальному можно найти место в характерологической классификации, личностному - нет".
В этой связи, Аверинцев обращает наше внимание на культуре, к которой принадлежал по Своему Человечеству Иисус Христос. Это хорошо видно, когда читаешь Агаду - этот "длящийся урок". Когда в учениках видна потеря интереса, говорится то, что пробуждает "утомленные, одолеваемые дремотой умы" (36). Так Господь ставит в пример слушателям историю просительницы, так надоедающей бессовестному судье, что тот решает дело в ее пользу (Лк 18:2-6). или историю жулика-управителя, сумевшего приобрести себе друзей на хозяйские деньги (Лк 16:1-8). Это "полная аналогия агадическим приемам". Многое в талмудической литературе похоже на евангельские эпизоды. В то же время эти евангельские эпизоды не похожи ни на что, потому что в них вложено то, что исходит из Личности Богочеловека.
"Парадигма Христовой Личности открывает наши глаза на наши собственные личности".
Дальше обсуждение этого доклада - на столько же страниц. Ну, это - потом:))
Личность в церкви и обществе / Материалы международной богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). М. : Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 2003. С. 33-36.