Рождество Христово: смыслы предпразднества

Jan 04, 2014 18:07


Близится праздник Рождества Христова, и вместе с этими днями к нам приходит тайна, несущая в себе радость и надежду. Но есть еще и смыслы праздника, которые даются нам в тропарях. Например, в тропаре предпраздества - «Готовися, Вифлееме…», который зазвучал вчера, на вечерней службе. Понимаем ли мы, о чем речь?



Вот текст этого тропаря, по-церковнославянски:

Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ.

По-русски, в переводе отца Игоря Москвичева (1), его можно прочитать следующим образом:

Готовься, Вифлеем, отверзи врата всем, Едем. Красуйся, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором божественный сад. От него вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, чтобы прежде падший восставить образ.

К чему готовится Вифлеем (Евфрафо)? К достойной встрече Спасителя, поскольку Праведный Иосиф и Пресвятая Богородица отправились в город своих предков - на перепись населения, объявленную Августом. С Его рождением открываются врата Рая. Христос становится Раем (Едемом) для тех, кто припадает к Нему; Древом Жизни для врастающих в Царствие Небесное (Тело и Кровь Христова в Евхаристии); Божественным садом, взращенным в мысленном Рае, во чреве Богородицы, - Богочеловеком. Вкушая духовные плоды этого Божественного сада, мы получаем надежду на воскресение мертвых и жизнь будущего века. Рождеством Христа - Второго Адама - побеждается в нас ветхий Адам.

(1) http://testhram.narod.ru/texts/novosti/novosti282.html

церковные праздники, церковные песнопения

Previous post Next post
Up