Еще одно слово архим. Сергия (Савельева), сказанное на Родительскую субботу, перед Троицей 1971 года, коротенькое. "Обновляется лицо земли. Как отрадно бывает, когда видишь, будучи на кладбище, как спешат к могилкам люди - кто с цветочками, кто с дерном, кто с водичкой- и благоговейно могилки опрятывают. Я готов на это смотреть часами, так мне отрадно видеть такое почтение к праху", - говорит он и спрашивает: почему в нас так неискоренима "нежная память об умерших" (I, 85)? Да, есть заброшенные могилки, как есть и люди, стремящиеся поскорее схоронить своих родных и близких. Но все-таки душа человека, хотя бы иногда, жаждет "пойти на могилку и пролить слезу памяти". А дальше он призывает нас вдуматься в смысл происходящего. Что мы чтим? Прах человека, отошедшего из этой жизни, но не умершего? Или скорбим о том, что вот, ушел он из жизни и - мы не увидимся с тобой?
Но тогда одно из двух: или эта жизнь - ад, жизнь - полная бессмыслицы, или жизнь - вечная, в которой мы воссоединимся перед Господом со своими отцами, прадедами нашими. Если последнее, то тогда могилка - "вещественное напоминание" о существе нашей православной веры, о том, что мы верны нашим упокоившимся родителям, прадедам, пра-пра-прадедам и - и так без конца."Мы все едины, мы все вместе и не отступим друг от друга, когда предстанем перед Христом по окончании этой жизни". Почему? Потому что наша любовь никогда не умирает. И это знает сердце, знает по вере во Христа.
Действительно, если строить основание веры не на внешнем, обрядовом, тогда вера, верность и доверие Христу, Распятому и Воскресшему, Победителю смерти - вот то, что движет нами в нашем пути на кладбище. Но как жаль, что так часто это внутреннее веление сердца не осознается: ответь на Его зов, иди в глубину личных отношений с Ним - нет, не слышим. Может быть, поэтому так редко видишь на могилке надпись "Христос Воскрес!"?
Сергий (Савельев), архим. проповеди. В 4-х тт. Том I. М. : "Московский писатель", 1998.