Первая из проповедей архим. Сергия (Савельева), о которых идет речь в одноименном 4-хтомнике, ставит вопрос о человеке, исходя из антропологической проблемы, пришедшей к нам из XX-го века и не так давно заявленной богословами как наиглавнейшей. Архим. Сергий с прискорбием говорит о нашем небрежном отношении к тому, кто является "украшением земли, венцом творения нашего Создателя" (I, 38). Ведь человек - это не просто тело. За этим словом - "тайна неизреченная", хранящаяся именно в церкви. Он подчеркивает тот факт, что, только когда человек умирает, о нем уже не говорят "человек", а говорят - "тело". Действительно, мы все бежим, бежим по жизни, и некогда нам задуматься о таком нюансе, как разница в значении этих двух слов. А надо бы, говорит он, всегда иметь эту тайну перед собой. Тогда бы и наша жизнь была бы другой. Что же делать? есть ли выход из этой антропологической проблемы?
Эта тайна пронзает сердце, особенно когда подумается о тех, кто страдает сейчас, в эту минуту. Архим. Сергий приводит несколько таких душещипательных историй о том, как могут страдать не то, что люди, а и собаки, по вине черствых и холодных людей. Читаешь про эти истории и понимаешь, что за эти сорок с лишним лет, по упокоении этого исповедника веры, многое изменилось, и в худшую сторону. Истории о страданиях людей и животных стали еще страшнее. Мы - еще более отчужденными от любой беды, потому что нет ни сил, ни времени помочь каждому. Такой информации стало настолько много, что уже невольно отгораживаешься от нее. Что же делать?
Архим. Сергий призывает к тому, что если мы видим горе человеческое и не можем ничем помочь, то попробовать в сердце своем хотя бы вздохнуть или поплакать вместе с плачущими.
Чрезвычайно актуально его замечание о том, что человек в этом житейском море "уже как будто совершенно теряет способность к тому, чтобы что-то делать и бороться" (I, 43). Это выводит нас к слову резистенция (или сопротивляемость), о чем тоже сейчас заговорили многие. Где нам найти силы для сопротивления всему злому? И архим. Сергий дает ответ про то, на какую опору мы можем надеяться. Это "утес, на котором стоишь, - камень Христос". Пока человек "плавает" в этом житейском море и не тонет, он этой "правды духовной не знает", потому что он опутан греховностью. Вхождение в тайну человека как образа Божьего приходит только в сокровенной тишине. В такой тишине умственный взор, обращенный внутрь себя, дает человеку знать о том, что неладно в нем самом. В такой тишине мы слышим Божий зов, чтобы последовать туда, куда Он зовет нас.
Архим. Сергий (Савельев). Проповеди. В 4-х тт. Том I. М. : "Московский писатель", 1998.