Все выступление Лидии Крошкиной на Международной конференции "Духовное наследие матери Марии (Скобцовой). Настоящее и будущее Церкви" см. по ссылке:
http://predanie.org/content/view/1792/ Приведу лишь небольшой фрагмент, где докладчик говорит о нашем времени. Он интересен постановкой вопроса об ответственности христианина за церковную жизнь.
"Но перейдем, наконец, к нашему дню. Мы видим некоторые неисполнения пророчеств матери Марии. Например, о том, что синодальный период «кончился безвозвратно» и «несомненно умирает» [35]. Напротив, последние два десятилетия мы наблюдаем его как бы возрождение и даже расцвет. Жизнь строится так, будто не было ХХ века, история как бы обращается вспять. Церковь снова идет на сращение с государством, ищет его покровительства и поддержки. Впрочем, внутренне, очевидно, мать Мария была права, и синодальный тип церкви ничего не может по сути предложить нашей эпохе. Возможно, с этим связаны современные реорганизации епархий, напоминающие то ли закрепление позиций, то ли агонию синодального типа? И совершенно знаково воспринимаются последние, самые свежие заявления патриарха Кирилла об общине, устроение которой «является сегодня одной из главных задач».
Мать Мария еще в конце тридцатых совершенно безошибочно предсказала, что ждет русскую церковь после прекращения гонений. Основную проблему она видела в психологии советского человека, в его догматическом, неантиномичном сознании, что приведет и привело, мы знаем, к ересемании и гонениям на всех, «кто отстаивает свободу в церкви», в число которых посмертно попала и сама мать Мария. Она предрекает «на долгие годы замирание свободы» [36] и не обещает общественного или церковного признания новому церковному ростку, жизнь которого возможно только при условии «небывалого стояния в свободе» [37]. Это будет только в одном случае: если снова, чудесным образом или по молитвам матери Марии и других подвижников [38], Бог даст добровольцев, которые будут готовы не только оставить любимый дом, привычное дело и даже призвание, как это делает воин идущий на войну, но захотят мобилизовать все свои духовные силы и возможности. «И от того, будут ли эти добровольцы, и <…> каково будет их напряжение, и <…> степень их жертвенности, - предвидела мать Мария, - <…> зависит судьба человечества» [39]".