«Ненадолго расстаемся, милый»
«Канун восьмого дня» О.А. Ильиной-Боратынской - еще одна книга о жизни "изнутри" XX-го века (1, 2). Это автобиографическое произведение, героиня которого, Нита Огарина, проживает жизнь правнучки поэта Евгения Боратынского - Ольги Александровны Ильиной-Боратынской. Поэту и писателю русского зарубежья, Ольге была дарована долгая жизнь, вместившая в себя эпоху Серебряного века, первую мировую и гражданскую войны, как и репрессии 20-х годов. А упокоилась в Сан-Франциско в 1991 году, что символично для истории нашей страны. Роман был переведен ею на русский язык и появился в печати в 2003 году, по желанию самой Ильиной и Бориса, праправнука поэта (род. в 1918 году). Реакция Ольги на арест и расстрел отца, Александра Николаевича Боратынского, стало серьезным испытанием для ее веры в Бога. В романе мы читаем воспоминания Ниты о жизни в Казани и в усадьбах под Казанью, о смерти матери, когда девочке было девять лет. В течение последующих десяти лет, она будет сопереживать отцу, хранившему записку жены, где на небольшом клочке бумаги было написано: "Ненадолго расстаемся, милый" (2, с. 47). Как раз это "ненадолго" и было положено в основу духовного содержания романа, соединившего вхождение героев в бытие как общение на земле с врастанием в Дом Отца Небесного - на Небе.
Вот почему духовное возрастание Ниты пронизано поиском смысла жизни и связано с «сияющей безграничностью» (2, с. 47) вечности. Настойчиво звучит в романе мотив обещания матери («ненадолго расстаемся»!). Это обещание таит в себе Смысл, радость, красоту, спасающую и разлитую во всем мире, таит и ответ на вопрос: «Является ли счастье целью…жизни?» (2, с. 99). Героиня проживает в своей жизни несколько этапов (или, как говорится, несколько духовных карманов), пока не обретает Смысл. В первом духовном кармане Ниты - красота мира ее детства, в которое вошли и совместные с матерью молитвы, знаменующие собой связь с невидимым миром. Следующий духовный карман - это пора осмысления девушкой вопроса о ее личном призвании. 17-летней Ните хотелось не только преумножить поэтический дар, но и попробовать себя в прозе, написать семейную хронику Огариных: «поймать жизнь» всего рода (2, с. 42). В это время ей становятся близки взгляды отца и друга семьи Белова: «Я отрицаю счастье, которое не в Боге, и я принимаю страдание и унижение, которое в Боге» (2, с. 100). Но она принимает эти взгляды скорее теоретически, ведь ее начинают вывозить в свет - и так хочется замуж. Интуитивно она верит, что ей суждено обрести земную любовь, которая не помешает ее призванию: «должно вам родиться свыше» (Ин 3:7). И встреча с Игорем Волотским откроет для нее дар любви как «лицо правды» (2, с. 100; здесь и далее), «правды ее жизни».
Но до того, как Игорь станет ее мужем, отец обличит Ниту в потребительском образе жизни и черствости к тем, кто беден и нищ. А главное - в том, что она отказывается от «одного основного закона жизни» (2, с. 79; здесь и далее) - приносить «пять талантов» на те пять, что даны от Бога. В этом третьем духовном кармане своей жизни она не раз будет замечать за собой, что живет в плену завышенной самооценки и «малодушной лжи» (2, с. 342). Нита заставит себя делать те самые усилия труда, которые так необходимы для взросления. В годы первой мировой войны, трудясь медсестрой в госпитале, она будет потрясена страданиями, кровью и гибелью многих и многих молодых и красивых. Она будет кричать Богу внутри себя: «Что Ты сделал со всеми нами? Как Ты мог?» (2; с. 181). И только отказавшись от себя, от «эгоистической жажды быть любимой и понятой» (2, с. 185), Нита приходит к самоотвержению, пробивается к подлинному, Божьему пласту жизни, обретает внутреннее спокойствие, свободу и духовную близость с любимым. В конце книги она входит в процесс духовного обнищания - беспомощной беженкой, с младенцем на руках, получившей известие о расстреле отца. Нита становится на колени и благодарит Бога за любовь и семью, веру и обретенную цель жизни, которая никогда не могла изменить ей, в отличие от Ниты.
Путь членов семьи Ильиных и ее окружения по-своему проходила семья князя Н. Неплюева (3), создателя Крестовоздвиженского трудового братства, располагавшегося в селе Воздвиженском Ямпольского района Сумской области (в 15 км от ж/станции Янполь, на линии Киев-Москва). С детства Неплюев сердцем понимал «вечную реальность мира незримого» (4). Его воспитание позволило ему в дальнейшем действовать в церковном пространстве, руководствуясь, с одной стороны, Евангелием, с другой - опытом аристократизма духа, описанным Н. Бердяевым. В этом смысле в романе О. Ильиной-Боратынской, на наш взгляд, не хватает именно церковного измерения жизни. В этом смысле в романе О. Ильиной-Боратынской, на наш взгляд, не хватает именно церковного измерения жизни, идущего в глубь покаяния. И возвращение памяти о трагедии нашей эмиграции позволяет надеяться на осознание всеми нами того, что значит для всех нас - одна страна, одна история, один грех блудных Твоих сыновей и дочерей, Господи.
Тамара Тябут
Примечания
1. Лашина Н.С. Дневник русской женщины : В двух томах. 1-й том: 1929-1945 гг. 2-й том: 1945-1967 гг. М. : МОО «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011.
2. Канун восьмого дня. Ильина-Боратынская О.А. СПб. : АО «Славия», 2012.
3. Николай Николаевич Неплюев (1851-1908) - широко известный на рубеже mso-ansi-language:EN-US">XIX-XX веков христианский деятель. Будучи наследником аристократического рода, отказался от светской карьеры и выбрал путь безбрачия - ради «несения креста братской жизни» с воспитанными и просвещенными им в христианстве крестьянскими детьми. В 1889 году Неплюев основал, по благословению священноначалия, Крестовоздвиженское православное трудовое братство. Несколько человек из этого братства канонизированы.
4. Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего собора. Путь веры. М. : Культурно-просветительский центр «Преображение», 2009. С. 169-170.
5.О Крестовоздвиженском братстве, его истории и современном осмыслении - см. также по ссылке:
http://go.mail.ru/search?q=+%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+nepluev_bratstv&fr=fftb